Сегодня одной из самых обсуждаемых тем в стране является импортозамещение. Причем, если раньше эта проблема нас волновала, но не тревожила, то в настоящее время её актуальность становится все более очевидной. В полной мере это касается и нашей отрасли. Осознание того, что что-то нужно делать пришло, но понимания как до сих пор нет. Более того, непонятно возможно ли это самое импортозамещение на российском рынке систем вентиляции, кондиционирования и промышленного холода в принципе.
Надо отдать должное ответственным чиновникам Минпромторга и прочая – если раньше они очень вяло реагировали на письма и предложения профессиональных ассоциаций и объединений, то сейчас наоборот – созывают всяческие совещания и по-честному пытаются понять проблемы и перспективы развития нашего рынка.
В процессе общения выясняется, что бытовые, полупромышленные и промышленные кондиционеры у нас не производятся. Что у нас нет заводов по производству компрессоров и мотор-колес, без которых кондиционер – не кондиционер. Что беда с современными хладагентами, цены на которые за год выросли в 5 раз, а в России они не выпускаются. Отдельное «спасибо» тем ребятам, которые пролоббировали подписание на кабальных условиях Монреальского протокола – они же вот уже который год, в угоду западным «непартнерам», накладывают совершенно непонятные запреты и ограничения на российский бизнес. Чего стоят пресловутые новые правила ввоза оборудования, заправленного хладагентом на территорию РФ, и это при том, что Монреальский протокол регулирует исключительно производство и оборот хладагентов в спецтаре, но никак не заправленных хладагентами кондиционеров.
С большим удивлением наши начальники узнают, что российский промхолод на 70% работает на импортных комплектующих, которых в Китае не делают, а благие намерения перевести оборудование на аммиак и СО2 (которых у нас реально много) упираются в то, что потребуется другое оборудование, рассчитанное на более высокое давление в контуре, которое, опять же производится большей частью в «недружественных» странах.
Представляется, что сегодня необходимо расставить приоритеты, проанализировать объемы и состояние рынка СКВ, цены и логистику, понять реальные возможности российских предприятий и, наконец, наметить адекватные, экономически обоснованные пути решения насущных задач, при активном организационном и финансовом участии государства.
Надо понимать, что, например, строительство «с нуля» завода по производству бытовых кондиционеров занимает не один год и стоит миллиарды рублей. Такой завод будет рентабельным при выпуске порядка 5 миллионов кондиционеров в год. Только при таких объемах, цены на готовую продукцию будут сравнимы с ценами на импортные аналоги, обладающих схожими характеристиками. Однако, с учетом того, что емкость российского рынка бытовых кондиционеров составляет 2,5 миллиона штук, и обязать всех потенциальных потребителей кондиционеров покупать продукцию одного завода просто нереально, непонятно кому продать остальные? И где брать компрессоры, что на мировом рынке в дефиците, а у нас, опять же, не выпускаются. С подобными сложностями столкнулись в Узбекистане, где проблему высокой себестоимости кондиционеров, произведенных на местном свежепостроенном заводе, пришлось решать за счет введения 50% пошлины и предоставления предприятию государственных дотаций. Даже при выходе предприятия на объемы в 250.000-300.000 штук кондиционеров в год, приходится держать 30% таможенную пошлину, чтобы уравнять цену на узбекские и китайские кондиционеры внутри Узбекистана.
Схожая ситуация с предприятиями по производству хладагентов, с той только разницей, что сроки ввода завода в эксплуатацию, равно как и стоимость строительства вырастают вдвое-втрое. Плюс к тому импортное сырье — ну нет у нас в необходимом количестве плавикового шпата. Опять же не внушают оптимизма себестоимость будущей продукции и емкость отечественного рынка хладагентов – завод по любому будет производить в день несколько тонн хладагента. Так и живем — практически полная зависимость от импорта (объемы отечественного производства можно в расчет не брать) и ежегодная суета холодильщиков, медиков и строителей по поводу выделяемых квот.
Определенные надежды внушает факт существования в недалеком прошлом в РФ заводов, которые производили некие подобия мотор-колес, действительно востребованные на нашем и не только, рынке. К сожалению, они не выдержали конкуренции с импортной, главным образом, китайской продукцией по части себестоимости и ассортимента. Думается, что государству вполне по силам помочь этим предприятиям вернуться к производству нужных рынку устройств. Тут не требуется каких-то запредельных финансовых вливаний — государству просто надо помочь этим людям с кредитованием, с расширением производства, с арендой, с налогами…
Вместе с тем радует ситуация с производством комплектующих для систем автоматики СКВ, в частности — контроллеров. Своевременная господдержка отечественных производителей на фоне ухода с нашего рынка западных брендов, привела к росту производства, увеличению линейки выпускаемой продукции и увеличению доли российских компонентов в готовой продукции (хотя проблемы с процессорами пока остаются). В целом – к появлению одного из первых позитивных трендов в отрасли.
Ну, а теперь о главном. Ключевым элементом любой холодильной машины является компрессор. У нас их по большому счету нет. Есть по малому счету – два предприятия на всю страну, которые выпускают штучный товар по негуманным ценам. В советские времена заводов было, по разным оценкам, от 7 до 9 (смотря, что считать заводом) и выпускали они компрессоры всевозможных типоразмеров и назначения. Да, они уступали импортным аналогам, но функцию свою выполняли. Сейчас же производство возрождается тяжело и медленно, исключительно молитвами конкретных бизнесменов при многолетней информационной поддержке всех отраслевых союзов и ассоциаций. Что характерно, начальники в профильных министерствах и на местах тоже в курсе проблемы. Почему «воз и ныне там» — непонятно. Невольно вспоминается фраза великого Жванецкого о руководителях среднего звена: «…а если подумать – они пальцем вверх, а если сделать – они пальцем вниз…».
А может, все-таки подумать и сделать? Организовать полноценное производство отечественных компрессоров, без которых просто беда и в «климатике»!, и в «холодилке», и в медицине, и в добывающих отраслях? В конце концов, компрессор – это не РД-180, так любимый американцами! Время ничегонеделанья и бодрых отчетов ушло. Речь идет о нашем выживании в откровенно враждебном окружении чуждых нам идей и реалий. Согласитесь, это ненормально, когда на объектах атомной промышленности и в оборонке стоят компрессоры от наших «вероятных противников» — Германии, Италии и США. А Китай – так он и вообще сам по себе, и уж точно не будет решать за нас наши же проблемы. Сегодня мы с ним движемся в одном направлении, а что будет завтра?
Исполнительный директор АПИК
Дмитрий Кузин