Китай планирует построить более 1200 водородных заправочных станций до конца 2025 года, сообщает исследовательская компания Interact Analysis, основываясь на официальных планах китайских провинций (см. график).
Первая стационарная водородная заправочная станция в Китае была построена еще в 2006 году.
По состоянию на конец 2023 года в КНР работали 354 водородные заправки, больше, чем где бы то ни было в мире. Авторы исследования считают, что Китаю будет сложно достичь заявленных целей, поскольку планы реализуются с отставанием, и сегодня построено всего 30% от целевого показателя. В настоящее время в процессе строительства находятся всего 50 новых станций.
Для сравнения, по итогам 2023 года в КНР насчитывалось более 8,5 млн пунктов зарядки электромобилей.
Тринадцать провинций и муниципалитетов уже имеют более десяти водородных заправочных станций, при этом Гуандун является лидером с 68 объектами. В Шаньдуне, Чжэцзяне, Хэбэе, Цзянсу и Хубэе работают более 20 водородных заправок.
Единственная провинция — Тяньцзинь — уже достигла поставленной цели на 2025 год, но эта цель была самой низкой — всего пять станций. Подавляющее большинство провинций пока не дотягивают до 40% от целевого показателя.
Авторы отмечают, что каждая провинция может пересматривать свои цели на основе фактического распространения электромобилей на водородных топливных элементах (FCEV) в регионе. Это и происходит. Например Гуандун понизила первоначальную цель в 300 водородных заправок к 2025 году до двухсот.
Сегодня в Китае на одну водородную заправочную станцию в среднем приходится 58 FCEV.
Ранее сообщалось, что продажи водородных автомобилей в мире снизились на 30,2% в 2023 году. Продажи FCEV в Японии упали на 83% за последние два года. Однако в Китае продажи водородных авто растут, и КНР впервые заняла первое место в страновом рейтинге. При этом китайские производители ориентируются в основном на рынок коммерческих автомобилей. Interact Analysis подчеркивает, что в прошлом году в провинциях Хэбэй и Шаньдун «наблюдали экспоненциальный рост регистрации коммерческих автомобилей на топливных элементах». В каждой из них сегодня зарегистрировано более тысячи FCEV, что, вероятно, будет стимулировать более активное строительство заправочных станций.
В контексте развития национальной водородной промышленности некоторые провинции и муниципалитеты стали устанавливать цели строительства H2-заправок до 2030 года. Например, в августе 2023 года провинция Чжэцзян опубликовала официальный документ, устанавливающий цель построить в общей сложности 89 станций к 2030 году (наряду с целью на 2025 год в 50 станций). Провинция Сычуань объявила, что собирается довести число водородных заправок до 80 к 2030 году (цель на 2025 год: 60 объектов). Это в некоторой степени демонстрирует решимость этих провинций развивать водородную промышленность в долгосрочной перспективе.
Interact Analysis также отмечает, что действующие нормы могут создать препятствия для быстрого строительства достаточного количества заправочных станций H2 к концу следующего года. «Помимо высоких затрат на строительство и эксплуатацию, трудности и задержки в получении сертификатов на эксплуатацию также являются основными проблемами для развития» водородной инфраструктуры.