Еврокомиссия поддержит трансграничную магистраль для перекачки «зеленого» водорода из Испании во Францию. Использование топлива означает начало трансформации европейской энергетики с отказом от углеводородов. Ранее Китай объявил о создании крупнейшего в мире предприятия по производству «зеленого» водорода. В России планировали начать продажу водорода с использованием менее экологичных технологий, но эти планы пересматриваются из-за сомнений в возможности экспорта.
Еврокомиссия, Франция, Испания и Португалия согласовали «дорожную карту» создания водородного трубопровода с Иберийского полуострова во Францию H2Med.
«Мы намерены довести производство водорода в ЕС до 10 млн т к 2030 году и импортировать еще 10 млн т. Этот водород должен достичь нашей промышленности, и мы намерены создать систему стратегических коридоров по транспортировке водорода с запада на восток, включая Иберийский коридор. Я горячо приветствую соглашение между Францией, Испанией и Португалией по проекту H2Med», — объявила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.
Первый участок водородного трубопровода длиной 248 км пройдет из португальского городка Селорику-да-Бейра в испанскую Самору. Второй участок длиной 455 км соединит Барселону и Марсель. Общая стоимость проекта пока оценивается в 2,5 млрд евро. Строительство трубопроводов начнется в 2025 году, а к 2030 году по трубопроводу будет прокачиваться около 2 млн т «зеленого» водорода в год, то есть 10% потребления «зеленого» водорода в Евросоюзе. «Зеленый» водород производится с использованием возобновляемых источников энергии. При сжигании водорода, как известно, вообще не образуется углекислого газа.
Европейцы надеются, что новые водородные производства снизят их зависимость от ископаемого топлива. И помогут выполнить цели продвижения к климатической нейтральности.
ЕС делает ставку только на развитие «зеленого» водорода. И уклоняется от развития производств водорода с помощью ископаемого топлива или атомной энергии. «Зеленый» водород должен решить проблему неравномерной энергии из альтернативных солнечных и ветровых источников.
Водородный проект H2Med — это замена проекта по строительству газопровода MidCat, который должен был соединить Испанию с Францией через Каталонию. От проекта страны отказались в октябре.
Еврочиновники сегодня пытаются развивать множество водородных проектов. Так, в августе в Германии состоялся запуск первой в мире железнодорожной линии, полностью работающей на водороде. Протяженность ветки составила 100 км.
Летом ЕК одобрила проект стоимостью в 5,4 млрд евро, который совместно профинансируют 15 стран ЕС. В нем будут участвовать 35 крупнейших компаний, включая Alstom и Daimler. В рамках этого проекта планируется отработать технологии производства водорода, его хранение, а также транспортировку и распределение. Пока на долю водорода приходится 2% энергопотребления ЕС.
Амбициозные планы по развитию водородной промышленности были и в РФ. Однако геополитические изменения заставляют российские власти вносить в них свои коррективы. В конце октября российские чиновники заявили о необходимости пересмотра программ развития водородной энергетики. «В текущей ситуации мы ощутили влияние санкций, в том числе на проекты в области водородной энергетики, тем не менее считаем, что направление развития водородных технологий по-прежнему является одним из самых приоритетных. При этом нужно скорректировать целевые показатели программы в пользу увеличения доли отечественных технологий и сокращения экспортных планов», — указал вице-премьер РФ Александр Новак. Тогда он поручил доработать программу до конца года.
Летом глава Минэнерго Николай Шульгинов говорил, что России придется пересмотреть водородную стратегию из-за поставленного на паузу сотрудничества с государствами Европы. «Российская водородная энергетика может развиваться за счет спроса внутри страны. Также будущий экспорт водорода можно нацелить на страны Азиатско-Тихоокеанского региона», — рассуждал министр, подчеркивая, что изначально концепция была ориентирована на кооперацию с европейскими государствами.
В прошлом году чиновники рассказывали, что к 2030 году РФ займет 20% мирового рынка водорода, а к 2050 году будет экспортировать до 33,4 млн т водорода. «Это рынок, на котором Россия имеет очень большой потенциал. Наша задача — занять 20% от мирового рынка торговли водородом к 2030 году. Сейчас пока еще достаточно трудно это оценить в цифрах, то есть мы считаем, что это может быть от 1 млн до 2 млн т в низком сценарии, до 7 млн т в 2035 году при более активном бурном развитии», — рассказывал замглавы Минэнерго РФ Павел Сорокин.
Перспективным для себя РФ рассматривала «голубой» водород, производимый из газа, а также «желтый» водород — для производства которого используется энергия атомных электростанций.
Минэнерго РФ уже переписало свои прогноз по экспорту водорода из РФ. Так, ориентир по экспортному потенциалу водорода из РФ был снижен с 9,5 млн до 4,5 млн т, а из перечня основных импортеров были исключены Германия, Япония и Южная Корея. Прогноз по фактическому экспорту был снижен с 2,2 млн до 1,4 млн т в год к 2030 году.
Многие эксперты сомневались, что Россия сможет экспортировать свой водород в Китай. «Насколько КНР будет нужен российский «серый» или «голубой» водород — большой вопрос. Китай уже сейчас фиксирует профицит топлива в 37% при производимых 33 млн т водорода в год. Кроме того, Китай будет фокусироваться на «зеленом» водороде, массовое производство которого в России неосуществимо по причине низкой доли возобновляемых источников в энергобалансе. В связи с этим уровень экспорта водорода из России в 400–500 тыс. т к 2030 году будет крайне позитивным результатом для отечественной экономики», — рассуждал аналитик ФГ «Финам» Александр Ковалев.
Эксперты из аналитического центра GMF (German Marshall Fund — признан в РФ нежелательной организацией) пришли к выводу, что КНР, который активно инвестирует в развитие собственной водородной энергетики, в будущем может стать главным производителем нового вида топлива в мире.
Дочерняя компания китайского энергогиганта State Power Investment Corporation Hydrogen Energy привлекала на прошлой неделе свыше 647 млн долл., что стало самой большой суммой в секторе водородной энергетики Китая. Компания, которая производит оборудование для производства водорода и катализаторы для топливных элементов, намерена построить семь новых производственных линий к 2024 году. В начале декабря Global Times сообщало, что в провинции Гуандун была запущена первая в стране линия по производству промышленных автомобилей, работающих на водороде.
КНР производит около 33 млн т водорода в год, к 2030 году страна обещает довести показатель до 37 млн т, а к 2060-му — до 130 млн т. При этом пока большая часть водорода в Китае производится из угля, что считается самым технологически грязным водородом. По оценкам Международного энергетического агентства, общее потребление чистого водорода в мире, а также водорода в смесях с другими газами к 2030 году достигнет 156 млн т.