Ряд мировых автопроизводителей построят гигантские заводы, где будут производить аккумуляторы для электромобилей.
Так, компания Northvolt объявила о поддержке со стороны VW и Goldman Sachs в проекте строительства огромного завода на севере Германии для снабжения Европы литий-ионными батареями. Компания планирует произвести первые аккумуляторы к 2025 году. А после выхода на полную мощность завод сможет выпускать батареи общей мощностью 60 ГГвт*ч год. Этого достаточно для укомплектования миллиона электромобилей. Это будет третий подобный завод Northvolt.
Tesla также работает над гигафабрикой в Германии. Берлин-Бранденбург — первая европейская фабрика Tesla, и это мегапроект с возможностью производства сотен тысяч электромобилей Model Y. Также там будут выпускать аккумуляторы миллионами единиц.
Другие автопроизводители не сильно отстают. Mercedes объявил о партнерстве с японской фирмой Envision AESC, которая будет поставлять ему аккумуляторы для электромобилей с завода в США примерно к 2025 году. Mercedes надеется, что сможет производить электромобили на своем сборочном заводе в Алабаме. Автопроизводитель планирует инвестировать в разработку электромобилей более 46 млрд долларов в период с 2022 по 2030 год.
Американский гигант Ford планирует разместить в Турции один из крупнейших в мире заводов по производству батарей для электромобилей. В совместное предприятие входят крупнейший турецкий конгломерат Koc Holding AS и южнокорейская SK Innovation Co. Ранее Ford объявил об амбициозных планах построить 2 млн электромобилей к 2026 году.
Аккумуляторы нужно не только производить, но и перерабатывать
И в то время как одни компании планируют выпуск аккумуляторов для электромобилей следующего поколения, другие ищут способы применения первого поколения “вышедших на пенсию” батарей. Калифорнийская фирма Redwood Materials заявляет, что создает комплексную программу утилизации аккумуляторов для электромобилей в штате. При поддержке Ford и Volvo Redwood будет перерабатывать литий-ионные и никель-металлогидридные батареи в количестве около 60 тыс единиц в год.
Между тем, автопроизводитель Jaguar Land Rover планирует дать батареям вторую жизнь. Jaguar сотрудничает с энергетической компанией Pramac для разработки портативного накопителя энергии с нулевым уровнем выбросов. Это автономная система хранения энергии, для которой будут использовать отработавшие аккумуляторы. Pramac будет использовать литий-ионные элементы от аккумуляторов Jaguar I-PACE.
Mercedes тоже строит завод по переработке аккумуляторов для электромобилей в Германии, который, как ожидается, будет введен в эксплуатацию к 2023 году. Автоконцерн планирует перерабатывать литий-ионные аккумуляторы гибридных и электрических моделей Mercedes-Benz EQ, выделяя такое ценное сырье, как кобальт, никель, литий и графит.
Денис Давыдов