В настоящее время технология отечественного котлостроения мощностью до 20 МВт на большинстве предприятий России еще страдает архаизмом, оставленным прежним строем. Ставка на производство водотрубных котлов себя не оправдала. С производства были сняты все виды жаротрубных котлов. Поэтому в настоящее время работает много устаревших котлов ТГ-3/95, НР-18, ЗИО-60, Е-1/9Г. Но не все давнишнее, от чего отказались, было плохо. Надо отметить, и в старые времена были опытные мастера. Паровозные котлы — это прекрасно отработанное временем высоконадежное оборудование. Их питали водой без обработки, а котлы служили до 40 лет. За период застоя западные страны ушли далеко. Они разработали конструкции герметичных котлов с топками, работающими под наддувом. Это двух- и трехходовые котлы с герметичной топкой. Разработаны современные горелки, на которых горелочная часть совмещена с дутьевым вентилятором, имеются средства управления горением и защиты котла от аварийных ситуаций. На котлах снижается количество вредных выбросов в атмосферу оксида азота и оксида углерода.