Исследовательская компания BloombergNEF (BNEF) опубликовала результаты своего отраслевого опроса по поводу цен на литий-ионные аккумуляторы в 2024 году.
Согласно проведенному анализу, в текущем году отмечается самое сильное падение цен с 2017 года — они снизились на 20% по сравнению с 2023 годом до рекордно низкого уровня в 115 долларов США/ кВт*ч. Речь идёт об укомплектованных батареях — аккумуляторных блоках (battery packs). Что касается элементов (ячеек), то их стоимость также снизилась до исторически минимального значения в 78 долларов за кВт*ч (см. график).
Факторы, приведшие к снижению, включают избыточные мощности по производству ячеек, экономию от масштаба, низкие цены на металлы и компоненты, внедрение более дешевых литий-железо-фосфатных (LFP) аккумуляторов и замедление роста продаж электромобилей.
В настоящее время «полностью введенные в эксплуатацию» мощности по выпуску литий-ионных батарей во всем мире составляют 3,1 ТВт*ч. По оценке BNEF, это более чем в 2,5 раза превышает потребление литий-ионных батарей в 2024 году.
Ситуация «указывает на то, что маржа для производителей аккумуляторов сокращается. Небольшие производители сталкиваются с особым давлением, вынуждающим снижать цены на ячейки, чтобы бороться за долю рынка», — сообщила Эвелина Стойку, ведущий автор отчета.
Приведенная цифра 115 долларов — это средняя «температура» по миру и различным областям применения батарей (электромобили, автобусы и стационарные проекты по хранению энергии).
Если посмотреть по странам и регионам, самые низкие цены отмечены в Китае — 94 доллара США/ кВт*ч в среднем. В США и Европе цена на 31% и 48% выше, что «отражает относительную незрелость этих рынков, а также более высокие производственные затраты и более низкие объемы», — считает BNEF. Разница в ценах в Северной Америке, Европе и Китае увеличилась по сравнению с предыдущими годами.
Цена на аккумуляторы для электромобилей составили в среднем 97 долларов/ кВт*ч, впервые опустившись ниже 100 долларов. По информации BloombergNEF, электромобили достигли ценового паритета с сопоставимыми автомобилями с двигателями внутреннего сгорания в Китае, но на многих других рынках они всё еще дороже.
BNEF ожидает, что цены на аккумуляторные блоки снизятся на 3 доллара за кВт*ч в 2025 году. Заглядывая в будущее, ожидается дальнейшее падение цен в течение следующего десятилетия на фоне продолжающихся инвестиций в НИОКР, совершенствования производственных процессов и расширения мощностей по всей цепочке поставок.
Кроме того, аналитики ожидают, что технологии следующего поколения, такие как кремний и литиевые металлические аноды, твердотельные электролиты, новые материалы катодов и новые процессы производства ячеек, сыграют важную роль в обеспечении дальнейшего снижения цен в предстоящем десятилетии.