Инженерное оборудование сферы ЖКХ требует ремонта и замены – именно это стратегическое направление реформы должно быть главным. Реальные шаги предпринимаются, однако темпы все-таки очень невелики. На страницах журнала С.О.К. уже затрагивались вопросы, связанные с проблемой реформирования ЖКХ. Эта тема интересна специалистам в связи с тем, что она тесно связана с проблемой развития рынка оборудования для отопления и водоснабжения. Развитие данного рынка тормозится из-за того, что отсутствует современная законодательная база. Как обстоят дела с совершенствованием федеральной законодательной базы в сфере ЖКХ на современном этапе – это одна из граней вечного российского вопроса “Что делать?”. С 1992 года, когда началась реформа, прошло уже более 10 лет, но результаты до сих пор неудовлетворительны. Это касается, во-первых, законов по жилищной политике в России. Пока многие инициативы в преобразовании жилищно-коммунального хозяйства на рыночный лад тормозятся отсутствием нужных законов. Попробуем проследить, как обстоят дела в сфере законотворчества. На заседании Правительства Российской Федерации 30 мая 2001 г. был рассмотрен проект Подпрограммы “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса”. Она является составной частью Федеральной целевой программы “Жилище” и характеризует комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, ликвидирующих дотационность жилищно-коммунального комплекса и выводящих его на режим устойчивого достаточного финансирования. Подпрограмма направлена на создание комфортных и безопасных условий проживания в жилищах. Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий (техническая составляющая Подпрограммы), так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию жилищно-коммунальных предприятий к эффективному и рациональному хозяйствованию, максимальному использованию всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей (организационно-экономическая составляющая Подпрограммы). По мнению Госстроя России, реализация Подпрограммы позволит повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения, надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации. После многомесячных дебатов относительно этой программы, Госдума в конце ноября 2002 года приняла правительственный законопроект о федеральной жилищной политике, направленный на совершенствование системы оплаты услуг ЖКХ. Проект постановления совершенствует действующее жилищное законодательство в соответствии с программой реформирования и модернизации ЖКХ. Он устанавливает четкие разграничения в оплате жилья и коммунальных услуг между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами, а также предоставляет соответствующие льготы малообеспеченным категориям граждан. В конце февраля 2003 года Правительство РФ заявило, что оно готово предоставлять стимулирующие субсидии для регионов, которые переходят на реализацию эффективной модели реформирования ЖКХ. Об этом в ходе парламентских слушаний “Социальные последствия реформирования жилищно-коммунального хозяйства”, которые проходят в Совете Федерации, сообщил министр экономического развития и торговли Герман Греф. По его словам, ряд регионов РФ уже участвуют в эксперименте по переходу на эффективную модель реформирования ЖКХ. Сущность данной модели состоит в том, что безадресные дотации переводятся в адресные субсидии гражданам на оплату услуг ЖКХ. Благодаря тому, что субсидии из бюджета поступают непосредственно на счета граждан, они могут самостоятельно управлять своими издержками. Кроме того, модель предполагает передачу всех полномочий по заказу, определению качества услуг ЖКХ непосредственно гражданам и их объединениям – товариществам собственников жилья. Также реализация модели позволяет демонополизировать отрасль ЖКХ и развивать конкуренцию на рынке предложений и услуг. Как отметил Г.Греф, переход на более эффективную модель позволяет учитывать платежи за услуги ЖКХ, контролировать их поступления и расходование средств. Кроме того, модель позволяет более эффективно помогать гражданам, которые не в состоянии самостоятельно оплачивать услуги ЖКХ. В то же время, министр отметил, что за счет средств граждан невозможно в полной мере осуществлять капитальные ремонты. Именно поэтому Правительство будет поддерживать программы по ремонту ветхого и аварийного жилого фонда. Среди всего числа предложений, выдвинутых правительственной программой реконструкции ЖКХ, особый интерес представляет закон о концессиях, то есть механизм передачи в долгосрочную аренду объектов жилищно-коммунального хозяйства. Мировой опыт свидетельствует о том, что концессии, как своеобразный механизм приватизации, позволяют снизить стоимость коммунальных услуг на 20-30%, так как частные собственники достаточно быстро находят возможность рационализировать работу служб ЖКХ. Кроме этого, принятие такого законопроекта создаст новый инструмент для привлечения инвестиций. Такой точки зрения придерживается зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Игорь Артемьев, который в одном из интервью ответил, что наибольший эффект дадут недра, лес и вообще природные ресурсы, при этом он отметил, что реформу ЖКХ вообще нельзя провести без создания концессий – “Производство энергии в котельной, работающей на устаревшем оборудовании, обходится в восемнадцать раз дороже, чем в новой. Вы – власть, объявляете конкурс и говорите: я передам основные фонды плюс сети в концессию на 20 лет. Инвестор вкладывает 2 миллиона долларов, покупает самое современное оборудование, удешевляющее расходы, окупает его за 5-7 лет, а остальные годы работает на свою прибыль. Но сейчас пока нет рамочного закона о концессиях. Между тем их использование дало бы бюджету до 10 миллиардов долларов в год.” Однако закон этот еще очень далек от того, чтобы быть принятым. Законопроект до сих пор проходит согласование между различными министерствами и в лучшем случае будет направлен в кабинет министров в декабре этого года. Проблемы, связанные с этим, очевидны – отсутствие федерального закона о концессии в сфере ЖКХ препятствует реформированию жилищно-коммунального комплекса в целом по России и, одновременно, затрудняет развитие рынка водонагревательного и отопительного оборудования. Идея передачи объектов ЖКХ на конкурсной основе в доверительное управление частным предприятиям в настоящее время уже реализуется в ряде областей и в целом оправдывает себя. Программы реформирования ЖКХ приняты и на областном уровне, и всеми муниципальными образованиями, однако перечень мероприятий – это еще не механизм их исполнения. Несмотря на наличие программ, реформирование ЖКХ по-прежнему относится к одной из труднейших задач городского и районного хозяйства.
ЖКХ и законодательство
Реформа ЖКХ – это не только предмет оживленных дискуссий. Ни для кого не секрет, что изношенность жилищного фонда в России достаточно велика, в некоторых исследованиях приводятся данные, что износ составляет от 40 до 60 процентов, а износ в 70% - это граница, за которой сама эксплуатация ставится под вопрос. Соответственно коммунальная отрасль практически не получает инвестиций и сама не зарабатывает средств на свое обновление. Состояние котельных, отопительных систем (особенно в Приморье, на Камчатке, в Читинской и Ульяновской областях) вызывает серьезное опасение у представителей МЧС – в связи с тем, что эксплуатируются эти ТЭЦ с нарушениями установленных правил. Огромное количество потерь холодной и горячей воды происходит из-за изношенности коммуникаций. Устаревшее оборудование и котельные с низким КПД – причины многочисленных аварий, перемороженных труб и непроизводительных затрат на ремонт.