Вадим Викторович, давайте начнем с того вопроса, который беспокоит потребителей больше всего. Все слышали, что до 31 декабря 2012го года необходимо пройти энергетическое обследование и получить энергетический паспорт. Времени осталось совсем немного, а что делать и куда идти — люди порой просто не представляют. Многие и закон-то не читали. Вы можете разъяснить ситуацию для простых людей: председателя ТСЖ, старшего по дому, директора школы, заведующего детским садом? В.Б.: Прежде всего я бы посоветовал разобраться в ситуации: у меня есть опасения, что у многих сегодня сложилось неверное представление о сути происходящего. Обследование должны пройти некоторые группы юридических лиц. Если посмотреть на 261й закон, то становится понятно, что существующая его редакция предполагает проведение энергетических обследований вообще в отношении юридических лиц, продукции и технологических процессов, а обязательных обследований — исключительно в отношении юридических лиц. То есть, конкретные объекты, потребляющие тот или иной вид энергетических ресурсов, обследуются через призму потребления ресурсов владельцем объекта. К примеру, здание само по себе не должно обследоваться: обследуется лицо, владеющее зданием, и уже в ходе этого обследования в отношении здания проводится комплекс работ для определения показателей, которые должны быть занесены в энергетический паспорт. Если брать жилой сектор, то многоквартирные дома не подпадают под положение закона об обязательном обследовании, но если жильцы дома для управления им создали юридическое лицо (например, ТСЖ) или выбрали управляющую компанию, то нужно смотреть, подпадает это юридическое лицо под действие закона или нет. Если юридического лица нет, то и беспокоиться совсем не о чем, ни старшему по дому, ни общему собранию жильцов. О том, правильно это или нет, мы сейчас не говорим, но по факту дело обстоит именно так. Теперь о юридических лицах. В общем случае обследование носит добровольный характер, и об этом в законе прямо сказано. Обязательным оно является для шести групп организаций. Если мы сейчас говорим о жилищно-коммунальном секторе и социальной инфраструктуре, то их всего три. Прежде всего, это организации с участием государства или муниципального образования. Государственные школы и детсады, больницы и поликлиники, безусловно, входят в эту категорию. Относятся к ней и различные МУПы, оказывающие коммунальные услуги и обслуживающие жилые дома. Далее, независимо от формы собственности — организации, совокупные затраты которых на потребление топливно-энергетических ресурсов превышают десять миллионов рублей за календарный год. Наконец, также независимо от формы собственности и наличия доли государства — организации, проводящие энергосберегающие мероприятия с привлечением средств бюджетов различных уровней. То есть, например, ТСЖ должно провести энергоаудит в отношении себя как юридического лица в двух случаях: если ТСЖ потребляет более чем на 10 миллионов рублей ТЭР в год (что маловероятно для жилого дома), либо если оно получало из бюджетов любых уровней средства на проведение мероприятий в области энергосбережения (например, в рамках федеральной программы капремонта, проводившейся в соответствии с законом № 185ФЗ). В рамках аудита ТСЖ будут обследоваться и жилые дома. В остальных случаях они могут быть обследованы, но только на добровольной основе. К сожалению, требование закона о присвоении многоквартирным жилым домам класса энергетической эффективности не дает основания для их отнесения к тому или иному классу. В целом было бы логично, если бы присвоение класса производилось на основании данных энергетического обследования. Интересно, а что вообще такое десять миллионов рублей — это много или мало? Жилой дом может потреблять в год на такую сумму? В.Б.: Для жилищно-коммунального сектора — это прилично. Насчет жилого дома я сомневаюсь, разве что очень большой или не отдельный дом, а жилой комплекс: они, как правило, представлены одним юридическим лицом либо имеют собственную управляющую компанию. Вот она-то и должна пройти обследование, если это не ТСЖ. Что касается учреждений, то вот простой пример. Недавно мы проводили анализ юридических лиц, подпадающих под действие положения Закона № 261ФЗ об обязательном энергетическом обследовании, и рассматривали данные Росстата по школам в Челябинской области. Так вот, на весь регион нашлось всего две действительно очень крупные школы, которые потребляют в год более чем на два миллиона рублей ТЭР. На семьдесять миллионов может потреблять, например, крупная областная больница, состоящая из семи-восьми корпусов. Но эти учреждения подпадают под действие закона по другому признаку. А куда обращаться тем организациям и учреждениям, которые должны пройти обязательное обследование? В.Б.: Если организация государственная или муниципальная — то в свою вышестоящую организацию за разъяснениями и инструкциями (в муниципалитет, Министерство образования, горздрав — у каждого свое начальство). Вообще такая организация должна провести конкурс на проведение энергоаудита в соответствии с выделенным ей объемом финансирования. Если это частная управляющая компания или ТСЖ, то здесь все зависит от решения руководства или правления. Можно обратиться к нам за консультацией. Кроме того, мы поможем подобрать по территориальному признаку энергоаудитора из числа компаний, входящих в Гильдию. А что дает энергоаудит? Вы сказали, что его можно и добровольно провести. Какой в этом смысл? В.Б.: Смысл есть, если людям нужен результат, например — сокращение коммунальных платежей за счет снижения потребления тепла и других видов энергии, утепление дома и пр. Чтобы сделать это грамотно, эффективно, нужен профессиональный аудит. В противном случае можно попасть пальцем в небо и потратить деньги зря, либо затраты будут окупаться слишком долго. Если же речь идет об энергосервисном контракте, то там вообще без обследования не обойтись, так как только оно позволяет оценить необходимый объем инвестиций и рассчитать срок их окупаемости. В качестве примера можно привести такое очень модное в последнее время мероприятие, как замена старых окон на энергоэффективные пластиковые. Для того, чтобы правильно рассчитать срок окупаемости, нужно понимать, какое количество тепла теряется через существующее окно, сколько будет теряться через пластиковое со стеклопакетом, сколько стоит его установка и обслуживание. Неквалифицированный энергоаудитор укажет в паспорте срок окупаемости, который заявлен производителем окон, и не будет производить никаких инструментальных замеров. В итоге заявленные показатели экономии энергетических ресурсов в 80 случаях из ста не будут достигнуты. К сожалению, сегодня очень часто аудит проводится «для галочки», просто потому, что это требование закона, которое необходимо выполнить. Существуют и аудиторские компании, готовые за условную, чисто символическую цену оформить фактически липовый отчет, потратив на фиктивное обследование несколько дней. Естественно, добросовестные энергоаудиторы не могут с ними конкурировать, так как настоящее обследование требует гораздо большего времени и затрат. Очень важно не попасться на внешне привлекательное предложение мошенников, тем более, что добровольные обследования проводятся именно ради результата. Поэтому я еще раз рекомендую обращаться в СРО. Что является результатом энергоаудита? В.Б.: Непосредственным результатом будет отчет и сформулированные на его основе рекомендации по проведению энергосберегающих мероприятий. Что это могут быть за рекомендации и мероприятия, если говорить о ЖКХ? Осуществимы ли они? В.Б.: Согласитесь, нечто неосуществимое рекомендацией назвать трудно. Это могут быть самые разные мероприятия, в зависимости от конкретной ситуации. Например, многие жилые дома прошлых лет постройки нуждаются в утеплении фасадов, почти все — в замене окон на энергоэффективные, по крайней мере — на лестничных клетках и в холлах. Многое из этого сегодня делают в рамках капитальных ремонтов. Об этих мероприятиях в последнее время охотно говорят, что обусловлено их высокой стоимостью и большими сроками окупаемости. Однако, существуют и гораздо менее затратные способы сокращения теплопотерь, которые дают в ряде случаев не меньший эффект. Например, установка теплоотражающих экранов за отопительными приборами, наклейка на оконные стекла теплосберегающей пленки, оснащение систем отопления регулирующей автоматикой и средствами погодной компенсации и многое другое. А если дом уже прошел капитальный ремонт, нужен ли ему тогда энергоаудит? В.Б.: К сожалению, часто энергосберегающие мероприятия носят половинчатый характер, так как перед их проведением полноценный аудит не проводился. Например, наши коллеги из компании «Данфосс» приводят множество примеров, когда в ходе ремонта в домах проводится частичная модернизация системы отопления: устанавливается автоматика в тепловом узле, но при этом не производится балансировка системы отопления по стоякам, а отопительные приборы не оснащаются автоматическими радиаторными терморегуляторами. В результате получается совсем не тот результат и не та экономия, которых ожидают собственники. Если бы ремонту предшествовал энергоаудит, то в заключении содержались бы рекомендации о проведении именно комплексных мероприятий. С энергоаудитом мы немного разобрались. Но если результатом аудита является отчет, то что тогда такое энергетический паспорт? Про них начали много говорить в последние пару лет, после принятия 261-го закона. Но ведь возникла эта тема не вчера. В.Б.: Это немного другая вещь. Энергетический паспорт — это технические характеристики объекта с точки зрения его энергетической эффективности. Паспорт просто отражает положение дел, это констатация фактического состояния. Согласно Закону № 261ФЗ, именно энергетический паспорт является итоговым документом по результатам энергетического обследования, а отчет — документом, издаваемым по соглашению сторон. Однако, паспорт сам по себе не содержит сведений о состоянии энергопотребляющего оборудования, он содержит общие показатели потребления ресурсов, энергоемкости производства, наличия систем коммерческого и технического учета и иные общие сведения, поэтому проверить обоснованность или необоснованность рекомендуемых мероприятий по энергетическому паспорту невозможно. Для этого нужен отчет. Поэтому в нашей СРО приложение отчета (расчетно-пояснительной записки) к энергетическому паспорту является обязательным условием проведения энергетического обследования. Появились энергетические паспорта действительно не вчера. Первый закон «Об энергосбережении» был принят в 1996м году*1. С тех пор энергетическая паспортизация в некоторых отраслях стала обычным делом. Например, пока существовало РАО «ЕЭС России», оно регулярно проводило обследование всех своих генерирующих организаций и сетей. Для наших читателей это слишком «высокие материи». А какова ситуация в коммунальном хозяйстве? В.Б.: Здесь также не раз предпринимались попытки поставить обследования на регулярную основу и ввести паспортизацию. Так, в некоторых регионах Ростехнадзор требует, чтобы у всех жилых зданий, вводимых в эксплуатацию, был энергетический паспорт в составе проектной документации. На этой волне кое-где проводились и обследования домов прошлых лет постройки, в частности, в Москве, начиная где-то с 2006-го года, по требованию городского Департамента топливно-энергетического хозяйства. К сожалению, в масштабах страны системой все это так и не стало. То есть, получается, что в некоторых регионах паспортизацию проводить не нужно? В.Б.: Не совсем так. Суть обследования, проводимого Ростехнадзором, немного другая: сопоставить проектные и фактические параметры здания, то есть, проверить его на соответствие заявленным характеристикам. Существуют ли еще какие-то паспорта, кроме паспорта Ростехнадзора? Какой паспорт нужно получить в соответствии с 261м законом? В.Б.: Это энергетический паспорт, составленный в соответствии с приказом Минэнерго № 182 от 19 апреля 2010го года, который вносится в госреестр. Есть также паспорт Минрегиона, Фонд содействия реформированию ЖКХ разработал собственную форму, отличающуюся от всех прочих, есть также паспорта саморегулируемых организаций. Все они составляются по-разному, служат для разных целей и содержат различные данные. Мы считает такой подход к паспортизации в корне неверным. Паспорт должен быть один, унифицированный и подробный. Все те формы, которые существуют сегодня, нуждаются, на наш взгляд, в серьезной доработке и приведении к единому виду, в противном случае будет просто невозможно выстроить систему. Это все относится и к паспортам Ростехнадзора? В.Б.: Паспорта Ростехнадзора действительно максимально доработаны и отражают большинство важных показателей. Во всяком случае, если дом не энергоэффективный, то из такого паспорта видно, где происходят основные потери. Мы при разработке нового энергетического паспорта в основу приложений, относящихся к зданиям, заложили требования СНиП 2302–2003 «Тепловая защита зданий». Тем не менее, и этого не всегда достаточно. Можно ли получить паспорт на жилой дом, если обследования проводятся только в отношении юридических лиц? В.Б.: Вообще, на сегодняшний день с жилыми зданиями ситуация непонятная. Как я уже говорил выше, многоквартирным домам должен быть присвоен класс энергетической эффективности, но на основе чего такой класс должен определяться и, главное, кто должен зафиксировать необходимые параметры, закон не говорит. В последнее время энергоаудиторы, состоящие в Гильдии, берутся за работы по обследованию жилых зданий, но, повторюсь, такое обследование носит добровольный характер. К тому же, энергетический паспорт на многоквартирный жилой дом, к сожалению, до сих пор так и не разработан. Все эти несоответствия необходимо срочно устранять. Во-первых — прописать в законе, что энергообследование должны проходить именно здания. Во-вторых — утвердить форму энергетического паспорта для многоквартирного жилого дома (это прерогатива Министерства энергетики). В-третьих — оговорить, что класс энергоэффективности присваивается зданию после проведения энергетического обследования. |
|
Everything about energy audits
Опубликовано в журнале СОК №4 | 2012
Rubric:
Тэги:
О необходимости энергоаудита для всех категорий потребителей энергоресурсов сегодня говорится и пишется очень много. Тем не менее, тема актуальна для многих, например, для руководителей бюджетных учреждений социальной сферы, председателей ТСЖ и т.п. Об этом и о многом другом мы попросили рассказать Вадима БАННИКОВА, директора НП СРО «Гильдия Энергоаудиторов».