Пресса пестрит сообщениями о трех, пяти и даже семикратной экономии и неоправданности старых нормативов. Однако реакция специалистов, в особенности — сотрудников водоканалов, весьма сдержана. С одной стороны, очевидно — счетчики нужно устанавливать. С другой — не решен ряд серьезных проблем, связанных с учетом воды, которые ведут к огромным небалансам. Рассмотрению этих проблем посвящена данная статья. Несовершенство расчетов С начала введения поквартирного учета существует логический конфликт между нормативными расчетами и оплатой по показаниям счетчиков. И это противоречие заложено самой тактикой введения приборов учета, когда квартирные водомеры массово появляются раньше, чем общедомовые. Результат не заставил себя ждать. Ко времени принятия Федерального закона №261ФЗ доля жилья, оснащенного индивидуальными водомерами, в иных регионах приближалась к 70 % — казалось бы, отрадная картина. Но, как это не парадоксально, именно там проблема небалансов у местных водоканалов стоит особенно остро. 44 % многоквартирных домов в г. Сыктывкар рассчитываются Водоканалом по водомерам. В прошедшем 2009 г. небаланс составил 17,7 %. Это ощутимые потери, особенно с учетом того, что организация вложила немалые средства в модернизацию системы водоподготовки, которая является сегодня одной из лучших в России. Такая же картина наблюдается в Мурманске, где приборами учета охвачена четверть квартир. По итогам 2008 г. величина неучтенных расходов составила более 21 % или 8,5 млн м3 в год! Безусловно, в эти цифры заложены технологические потери, однако они составляют не более 2–3 % от общего числа. Причина ситуации проста: счетчиками снабжают свое жилье те, кто к потреблению относится разумно. Остальные предпочитают рассчитываться по нормативу и не задумываться об экономии воды. Между тем, норматив рассчитывается как средневзвешенное потребление воды всеми жильцами дома: как экономными, так и расточительными. Если дом не оснащен счетчиками вовсе, небаланс не возникнет по определению: каждый потребитель платит по нормативу. Если есть общий прибор, по которому производятся взаиморасчеты с поставщиком, разница будет в пределах погрешности общедомового счетчика. При этом распределение затрат между жильцами одного дома является внутренним делом ТСЖ, а не «головной болью» водоканала. Однако если приборы установлены только в части квартир, а домового счетчика нет, соблюсти баланс невозможно! Пока в ситуации небалансов, «крайними» оказываются водоканалы. Затрачивая немалые средства на подготовку воды и ее транспортировку, они не могут получить оплату оказанных потребителю услуг полностью. Вопрос частично решается рассылкой «тринадцатой квитанции», в которой разница просто раскидывается поквартирно с учетом неких (в каждом регионе своих) коэффициентов. Но такая мера, как правило, вызывает понятное возмущение жильцов и до сих пор часто опротестовывается в судах. Конечно же появление коллективного счетчика существенно облегчит запутанные расчеты и снизит накал страстей.«При отсутствии надежного общедомового прибора учета, — говорит Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского представительства компании Kamstrup, — баланс в принципе невозможен. Пока эта проблема не будет разрешена, в отношениях жильцов, ТСЖ или УК и водоканалов останутся предпосылки к конфликтам. Поэтому так важна первоочередная установка метрологически стабильных общедомовых приборов. Тогда расчеты с поставщиком будут прозрачны и понятны всем сторонам. Учет же в квартирах — логически следующий этап, позволяющий распределить общие траты на каждого из собственников. Это уже внутренний вопрос ТСЖ». Впрочем, даже если тактика установки начнет меняться, может обостриться очередная проблема, которая очевидна уже сейчас. Она заключается в разнообразии парка приборов учета и отсутствие возможности контроля метрологической стабильности каждого вида водосчетчика. Метрологические проблемы Известно, что не менее важной причиной небалансов в водоснабжении являются несоответствия в классах точности установленных приборов учета (как квартирных, так и общедомовых), проблемы со своевременностью снятия данных, а также их достоверность.Отсутствие адекватных сегодняшней ситуации правил и нормативов по точности измерений, большой разброс в моделях даже в пределах одного дома, фальсификация данных, несвоевременность сбора информации — все это дает знать о себе уже сейчас, и обострится до крайности после полного перехода на оплату по счетчикам. Вот пример: наиболее востребованными сегодня являются квартирные счетчики классов «А» и «В» с минимальным паспортным расходом 60 и 30 л/ч соответственно. При меньших расходах приборы работают неточно, а при уменьшении их ниже порога чувствительности (около половины минимума) не фиксируют расход вообще. Зная состояние запорной арматуры в большинстве домов, легко предположить, что небалансы никуда не денутся. И это действительно так: как известно, длительность расхода при открытых кранах не превышает 2 % от общего времени, остальные потери — приходятся на нефиксируемые утечки. Например, счетчик класса «В» с порогом чувствительности 15 л/ч в таком случае не посчитает около 350 л/сут (15 л × 24 ч × 0,98) — практически, норматив. Есть и еще аспект: точность большинства используемых в настоящее время моделей водосчетчиков со временем существенно «уплывает», о чем свидетельствуют результаты плановых поверок. Так, результаты анализа данных ремонтно-поверочной лаборатории ГОУП «Мурманскводоканал» за 2009 г., где проверялись различные типы квартирных водосчетчиков, — более трети из них не соответствуют заявленным характеристикам, причем по отдельным моделям брак достигал 100 %.Путь преодоления сложившейся ситуации очевиден: введение общедомового учета. Во-первых, это автоматически снизит остроту проблемы, перенеся ее с водоканалов на председателей ТСЖ, которые непосредственно общаются с жильцами. Во-вторых, требования к качеству общего прибора могут быть значительно выше, чем к индивидуальным водомерам. Кроме того, для ресурсоснабжающей организации контролировать работу нескольких сот общедомовых приборов гораздо проще, чем тысячи квартирных, доступ к которым часто практически невозможен. Конечно, при организации учета необходимо ориентироваться на модели, точность измерений которых не меняется со временем, а показания трудно фальсифицировать. Можно отметить современные ультразвуковые приборы, которые показывают высокую метрологическую стабильность в течение длительного времени (по крайней мере двух-трех поверочных интервалов). Это обеспечивается нечувствительностью ультразвуковых расходомеров к химическому составу воды и воздействию на прибор магнитных полей. Погрешность измерений водомеров, допущенных к использованию для коммерческих расчетов в РФ, не должна превышать 2 %. Если при небольших расходах такой допуск кажется незначительным, то для многоквартирного дома 2 %я неточность ежемесячно превращается в сотни рублей в месяц и тысячи за год. Это важно и для предприятий водоканалов, и для потребителей. Поэтому, производители измерительного оборудования стремятся к минимизации погрешности, в ряде случаев до 1 %. Подобную модель, например, выпускает с этого года компания Kamstrup — это ультразвуковой водосчетчик для подомового и поквартирного учета Multical 61 с расходомером Ultrafl ow 24. «Погрешность, не превышающая один процент — это требование к комплекту при первичной поверке на заводе, — говорит Татьяна Кислякова, — Даже при сложных условиях эксплуатации прибора или, например, при измерении расходов, находящихся на границе динамического диапазона, мы можем быть уверены в том, что водосчетчик не выйдет за рамки допустимой точности». Ошибки сбора информации Еще одна важная задача, стоящая на пути организации объективного учета воды, заключается в решении проблемы своевременного снятия показаний водосчетчиков — и общедомовых, и квартирных.«Уже сегодня существует большая трудность со сбором информации о водоразборе. У управляющих компаний, которые должны предоставлять данные учета водоканалу, не хватает ресурсов для оперативного выполнения этой задачи», — отмечает Михаил Семин, директор МУП «Водоканал» (г. Подольск). Во-первых, при большом количестве водомеров крайне сложно обеспечить снятие показаний с каждого в строго определенные числа каждого месяца. А во-вторых, данные могут быть случайно или намеренно искажены — человеческий фактор еще никто не отменял. Эксперты считают, что бороться с этим можно, лишь наладив удаленный сбор данных с коллективных счетчиков, а впоследствии — и с квартирных. Надо заметить, что в настоящее время существуют технологии, позволяющие выполнить эти рекомендации. Например, в уже упомянутом Multical 61 реализован недорогой способ диспетчеризации, который пока не имеет аналогов на российском рынке. Эта система — USB Meter Reader, которая позволяет посредством радиосигнала передавать данные с вычислителя на флеш-накопитель с USB-интерфейсом, напрямую подключаемый к компьютеру. Поскольку радиосигнал свободно распространяется на несколько десятков метров, контролировать показания можно без непосредственного контакта с вычислителями, которые часто располагаются в труднодоступных местах. Такой метод гарантирует достоверность и оперативность получения показаний, а значит, будут исключены ошибки, связанные с качеством сбора показаний. «В достоверности данных о водоразборе, а значит в высоком классе точности прибора и продолжительном сроке его службы заинтересованы как поставщик, так и потребители. Чем больше расхождение, которое всегда имеет денежное выражение, тем больше вероятность возникновения ненужных споров», — говорит Михаил Семин, директор подольского Водоканала. Только разумный и взвешенный подход к организации измерений может обеспечить оплату услуг водоснабжения, адекватную количеству и качеству поставленных ресурсов.
Водоканалы: достижим ли баланс?
Опубликовано в журнале СОК №5 | 2010
С принятием в конце 2009 г. Федерального закона №261-ФЗ стало очевидно, что решение проблемы учета ресурсов, в том числе питьевой воды, не может быть отложено. Первые шаги в этом направлении уже сделаны — идет массовая установка в квартирах приборов учета, разработана нормативная база для финансовых взаимоотношений между поставщиками ресурсов и пользователями, а первые результаты показали явную выгоду для потребителей.