В настоящее время концерн Grundfos представлен 83 дочерними компаниям в 56 странах мира и имеет собственное производство в 15 странах. Общий объём выпускаемой продукции составляет более 16 млн насосов в год. В 2015-м году Grundfos празднует сразу два юбилея: исполняется 70 лет концерну и 10 лет подмосковному заводу «Грундфос Истра». В честь знаменательных событий мы попросили генерального директора ООО «Грундфос» Виктора Викторовича ДЕМЕНТЬЕВА рассказать, как строился завод, развивалась компания, а также оценить деятельность подразделения Grundfos Россия на данном этапе.
:: Виктор Викторович, здравствуйте. Проведите, пожалуйста, небольшой экскурс в историю — с чего всё начиналось, почему было принято решение о строительстве завода, что повлияло на необходимость появления предприятия на территории России?
В.Д.: Изначально было понятно, что для успешного развития на нашем рынке необходимо «физическое присутствие» — собственное производство. Это даёт существенные конкурентные преимущества, в том числе гибкость, возможность адаптации, разработки и производства продукции под нужды потребителей, оптимизации затрат и сроков поставки, постоянный и гарантированный доступ к нашей продукции и сервисному обслуживанию. Наличие завода в России — это и значительный вклад в развитие и укрепление бренда компании, и существенный фактор уверенности и стабильности для наших партнёров.
Нам удалось убедить менеджмент концерна в том, что Россия — это перспективный рынок, в который необходимо инвестировать, и в итоге, после двух лет предварительных изысканий, в июле 2003-го года мы приступили к реализации проекта строительства производственного предприятия в Истринском районе Московской области. В мае 2005-го года был сдан в эксплуатацию первый корпус завода. Помню, во время торжественного открытия иностранные журналисты спросили президента концерна о том, кто и как принимал решение о строительстве завода в России. Он ответил в шутливой форме: «Было сложно... Но мы решили довериться судьбе». Как показала дальнейшая история, это был правильный и своевременный шаг, который позволил нам существенно укрепить позиции Grundfos на российском рынке.
:: Что изменилось с появлением завода? Как развивалось предприятие, чего удалось добиться за прошедшие 10 лет?
В.Д.: Запуск собственного производства высококачественного и современного насосного оборудования в России стал хорошей опорой для нашего развития. Только за последующие два года с момента ввода завода в эксплуатацию мы увеличили наш оборот вдвое. Сегодня российское подразделение концерна Grundfos является одним из лидеров и входит в тройку крупнейших компаний концерна.
Все последующие годы мы продолжали непрерывно инвестировать в развитие нашего завода. Была значительно расширена производственная площадка — сегодня это целый промышленный комплекс площадью около 30 тысяч квадратных метров. Мы существенно расширили портфель выпускаемой продукции, увеличив количество и мощность производственных линий. Хочу отметить, что сегодня 33 процента от общего объёма продукции, продаваемой в России под маркой Grundfos, составляет продукция, произведённая на нашем заводе. Построен новый логистический центр, что позволило нам не только оптимизировать поставки оборудования и комплектующих, производимых другими компаниями концерна, но и реализовать проект доставки оборудования нашим партнёрам на территории России и Белоруссии. Введено в эксплуатацию современное административное здание и открыто российское подразделение «Академии Grundfos». Мы гордимся тем, что в торжественной церемонии открытия второй очереди завода и нового административного здания в 2011-м году принимала участие Её Величество Королева Дании Маргрете II.
Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно работаем над расширением предоставляемых услуг и ассортимента производимой продукции, ориентируясь на нужды потребителей. Несмотря на непростую текущую экономическую ситуацию, мы уверенно смотрим в будущее. Нам предстоит ещё много работы, и для этого у нас есть хорошее подспорье — предприятие изначально строилось с определённым запасом по площади. Вероятно, про строительство третей очереди завода говорить пока рано, но в ближайшее время мы планируем запустить новую линию по сборке скважинных насосов.
:: Какие сегменты рынка охватывает оборудование Grundfos, выпускаемое в России?
В.Д.: В целом, производственные мощности концерна Grundfos располагаются в 15 странах мира, и общий объём выпускаемой продукции составляет более 16 миллионов насосов в год. Основные направления деятельности концерна — это производство насосного оборудования и насосных систем для инженерных систем жизнеобеспечения зданий и сооружений, промышленности, коммунального водоснабжения и водоотведения, систем водоподготовки и очистки воды. Весь спектр производимого компанией Grundfos оборудования мы предлагаем и успешно реализуем и на российском рынке.
Конечно, на одном заводе мы не можем производить всю номенклатуру продукции, да в этом и нет необходимости. Наш завод специализируется, в первую очередь, на производстве оборудования, пользующегося наибольшим спросом на внутреннем рынке. Спектр продукции, выпускаемой на предприятии «Грундфос Истра» под маркой «Сделано в России», покрывает сегодня практически все потребности отечественной строительной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий.
Важнейшим элементом производственной деятельности нашего завода является жёсткий и постоянный контроль качества производимой продукции. Мы не признаем компромиссов в качестве на всех этапах: от разработки насосного оборудования и закупки комплектующих до производства и поставки продукции потребителям. На заводе внедрены международные системы менеджмента качества, и в 2007-м году предприятие получило Сертификат соответствия международному стандарту ISO 9001. Во внутрикорпоративном рейтинге предприятий концерна завод «Грундфос Истра» стабильно входит в тройку лидеров по качеству выпускаемой продукции.
:: Насколько трудно было сформировать команду, с которой вы работаете?
В.Д.: Формирование надёжной и дееспособной команды — это важный, сложный и длительный процесс. Это не только тщательный подбор сотрудников, имеющих необходимые профессиональные навыки и опыт, но это также и их способность работать в одной команде, разделяющей общие корпоративные ценности и интересы. Это постоянный и последовательный процесс развития, важнейшим элементом которого является непрерывная обратная связь.
Я считаю, что деятельность, цели и принципы работы компании должны быть максимально доступны и понятны сотрудникам. Задача руководителя создать условия, когда каждый может не только задавать интересующие его вопросы и выдвигать на обсуждение свои предложения, но и принимать ответственность за реализацию согласованных решений и видеть перспективу. Люди должны ощущать себя важной частью компании и должны чувствовать, что способны влиять на её развитие. Таким образом, существенно повышается мотивация персонала.
Если говорить о заводе, то формирование команды происходило «с нуля» по мере реализации данного проекта — профессионализм и взаимодействие членов команды оттачивались в реальной обстановке. Я также хотел бы отметить, что на всех стадиях — от строительства, монтажа производственных линий, запуска производства и до обучения персонала — нам оказывали помощь иностранные коллеги концерна Grundfos.
Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить всех сотрудников российского подразделения Grundfos за преданность и каждодневный вклад в развитие компании. Я горжусь тем, что у меня есть возможность работать вместе с настоящими профессионалами.
:: Каким образом реализуется продукция «Грундфос Истра»? Как осуществляется сервис насосов отечественного и зарубежного производства?
В.Д.: Всё оборудование реализуется через компанию ООО «Грундфос», которая, помимо головного офиса в Подмосковье, располагает широкой сетью собственных представительств в 28 крупнейших городах и восемью региональными складами во всех федеральных округах Российской Федерации, а также в Республике Беларусь.
Мы используем матричную структуру, которая сочетает в себе, с одной стороны, географическое разделение по регионам, а с другой — разделение продаж по ключевым сегментам рынка, что позволяет нам активно, надёжно и оперативно сотрудничать со всеми нашими партнёрами, заказчиками и многочисленными потребителями.
Сервисное обслуживание опирается на хорошо развитую сеть сервис-партнёров, включающую в себя 119 сервисных центров в 64 городах РФ и РБ, из которых 51 центр уже имеет сертификаты TUV на соответствие международным стандартам качества (в том числе «серебряные» и «золотые»). Собственная служба сервиса занимается постоянным развитием сервисной сети, обучением и сертификацией партнёров, бесперебойным обеспечением запасными частями, консультированием и сопровождением проектов, контролем за соблюдением необходимых требований, в том числе и по срокам ремонта, и мониторингом качества предоставляемых услуг.
Мы опираемся на прочные связи с нашими партнёрами и стараемся быть ближе к нашим заказчикам — для нас очень важно, чтобы они не только постоянно ощущали наше присутствие, но и были бы удовлетворены сотрудничеством с нами. Поэтому мы проводим ежегодный опрос по оценке их удовлетворённости, что позволяет нам оптимизировать бизнес-процессы, совершенствовать и предлагать новые методики обучения и инструменты взаимодействия, продукты и условия для сотрудничества.
Мы проводим политику «открытых дверей», поэтому на постоянной основе поддерживаем работу «горячих линий», регулярно выпускаем собственный корпоративный журнал на русском языке, организуем и проводим визиты на наш завод и другие мероприятия с нашими партнёрами, заказчиками и представителями средств массовой информации.
:: Виктор Викторович, можно ли сказать, что отечественный рынок отличается от зарубежного, и если да, то где проще продвигать и реализовывать продукцию Grundfos?
В.Д.: Безусловно, наш рынок существенно отличается от зарубежного. Я хотел бы подчеркнуть, что рыночный спрос, в первую очередь, формируется потребностью и «поведением» покупателей, которые даже в рамках одного рынка (например, Российской Федерации) могут значительно отличаться от региона к региону — в силу экономических, культурных, религиозных, климатических и других различий. Каждый рынок по-своему специфичен, что накладывает свои особенности на продвижение продукции, и российский рынок, конечно, не является исключением.
Важнейшими элементами для продвижения продукции любой компании являются: её соответствие потребительскому спросу и качество, доступность, комплекс предоставляемых услуг и известность бренда. Grundfos — синоним качества, мы используем инновационные решения и самые передовые технологии для разработки и производства высокоэффективного насосного оборудования и технологических систем. Таким образом, мы вносим свой вклад в обеспечение устойчивого развития рынка, повышения качества жизни населения и защиты окружающей среды.
:: Продукция Grundfos спроектирована иностранными специалистами. Как вы решаете вопрос соответствия выпускаемого оборудования российским нормам и стандартам?
В.Д.: Концерн имеет три собственных научно-исследовательских центра, расположенных в Дании (это старейший и самый большой центр), США и Китае, которые занимаются разработкой новых материалов, технологий и продуктов. Специалисты многих стран принимают участие в работе центров на постоянной или временной основе. Приведу пример. В разработке и создании широко известного скважинного насоса серии SQ принимали участие и отечественные специалисты по гидравлике, поэтому неофициально мы называем этот насос «русским».
Всё оборудование Grundfos, прежде чем оно будет выведено на отечественный рынок, проходит строгую процедуру оценки соответствия, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Таможенного союза. Для этого у нас существует специальное подразделение, занимающееся сертификацией продукции. Кроме того, на заводе есть собственное инженерное бюро, отвечающее за адаптацию и разработку новых продуктов. Например, в 2006-м году наши инженеры спроектировали и запустили в производство установку пожаротушения Hydro MX с системой управления Control MX — уникальное изделие, созданное исключительно для внутреннего рынка. Оборудование получило российский сертификат пожарной безопасности. Все последующие вносимые изменения, связанные с усовершенствованием продукции и/или изменением соответствующих норм, выполняются в строгом соответствии с действующим законодательством. В частности, последнее обновление Hydro MX произошло меньше года назад, когда вступил в действие новый ГОСТ, регламентирующий общие требования к техническим средствам пожарной автоматики.
:: Виктор Викторович, в связи с последними событиями многих волнуют вопрос санкций и дальнейших действий компании. Расскажите, что изменилось для «Грундфос»?
В.Д .: Российское подразделение компании Grundfos начало свою работу 23 года назад. За это время мы пережили уже не один кризис в экономике и никогда не рассматривали и не принимали каких-либо «временных политико-тактических» решений. Мы дорожим своей репутацией и несём ответственность за всё, что мы делаем, перед нашими сотрудниками, партнёрами по бизнесу и заказчиками, а также перед обществом в целом. Поэтому даже не в самые лучшие годы мы продолжали наращивать своё присутствие на рынке, продолжаем инвестировать в российский рынок и сейчас.
Россия была и остаётся в фокусе внимания концерна. Так, буквально недавно была утверждена новая стратегия развития Grundfos на ближайшие пять лет — Strategy 2020 — и, несмотря ни на что, наш рынок остаётся приоритетным для концерна в целом с точки зрения новых инвестиций и ожидаемых результатов. Мы верим в нашу страну и не собираемся менять своих стратегических планов по развитию.
Сегодня мы все ощущаем замедление темпов экономического роста, что на фоне введённых санкций (и, в первую очередь, против финансового сектора экономики) негативно сказывается на развитии бизнеса в целом. Для нас очень важно в такой ситуации не только грамотно оптимизировать наши затраты и сохранить персонал, но и протянуть руку помощи нашим партнёрам по бизнесу. Мы делали и делаем всё возможное для того, чтобы наши партнёры и заказчики воспринимали нас как надёжного и ответственного производителя и поставщика и чувствовали себя уверенно.
Я не сомневаюсь, что вместе мы сможем справиться с любыми трудностями и стать сильнее!