В этих новых терминах, упомянутых во вступлении, в отличие от многих «специалистов» автор видит очередную «волшебную палочку», взмахнув которой мечтатели уповают на разрешение многочисленных проблем, накопившихся в отрасли за годы бесконечных реформ жилищнокоммунальной сферы. Тем не менее, прогресс не остановить, за «умными» счётчиками будущее, и оно придёт в каждую квартиру очень быстро, как это случилось с мобильными телефонами, видеокамерами в подъездах и «соседскими группами» в социальных сетях.
Автоматизация
Прежде всего следует напомнить — нельзя автоматизировать процесс, который не описан человеческим языком. Если мы не очень хорошо представляем себе, что, как и куда должны передавать «умные» счётчики, то нужно сначала уточнить, что мы хотим, и уж потом пытаться автоматизировать наши «хотелки». Сама по себе автоматизация не является целью и интересом, если не считать интересов тех, кто производит и внедряет такое оборудование. Поэтому, прежде чем заниматься автоматизацией, следует чётко сформулировать: чего мы ждём от автоматизации и сколько готовы платить за обладание «умными» технологиями. Это нужно, чтобы не получилось «как всегда».
Задачи автоматизации передачи показаний различных устройств и приборов многократно решались в различных отраслях и технологиях, начиная от авиакосмической сферы и заканчивая передачей показаний с общедомовых теплосчётчиков. Но, похоже, ещё никогда задача не была одновременно настолько сложной, а желаемая цена её практического воплощения настолько низкой по стоимости оборудования и, пожалуй, самое важное — по затратам на установку и эксплуатацию «умных» систем.
Прежде всего следует сформулировать некоторые принципиальные условия, которые необходимо учитывать при разработке «умных» счётчиков и систем автоматизации передачи их показаний (далее Систем). Эти условия привожу ниже.
Энергетика
«Умные» счётчики должны быть энергонезависимы (с автономным питанием) — это связано с тем, что измеряемый коммунальный ресурс (вода, тепло, газ) может потребляться вне зависимости от наличия тока в сети у потребителя, а счётчик должен работать либо от автономного источника питания на протяжении хотя бы интервала между поверками (как правило, более шести лет), либо иметь возможность лёгкой замены батарейки. В любом случае речь идёт об устройствах, которые не только должны годами работать от встроенной батарейки, но и регулярно передавать свои показания. Для понимания сложности такой инженерной задачи достаточно задать себе вопрос — сколько вы знаете устройств, способных работать от встроенной батарейки более шести лет и при этом регулярно передавать информацию по радио.
Связь
Очевидно, что передавать информацию «умные» счётчики должны по радио. Это удобно и при монтаже счётчика в новой квартире, и при возможной его замене. К тому же использование «обычного» радио (диапазон частот от 30 кГц до 30 ГГц) для считывания показаний вместо прокладки проводов часто просто дешевле. А реализовать идею «умного» счётчика на практике в существующем российском жилом фонде возможно только используя радиоинтерфейсы. Разумеется, следует использовать радиочастоты и мощности, не требующие лицензирования оборудования и имеющие способность хорошо проникать через стены и ограждающие конструкции зданий.
Цена
Полагаю, что все согласятся — цена на квартирный счётчик, даже если он «умный», должна быть экономически обоснованной, оправданной и сопоставимой с ценой обычного счётчика. Экономически обоснованной ценой, а точнее — стоимостью владения «умным» счётчиком с учётом затрат на передачу показаний, следует считать сумму, которая должна быть меньше размера возможной экономии ресурса за три-четыре года эксплуатации счётчика (как правило, экономия составляет 20% измеряемого ресурса). Для корректного сопоставления цены «умного» счётчика с обычным особых знаний не требуется. Размышляя о системах автоматической передачи показаний, прежде всего необходимо сформулировать основные цели создания подобных систем.
Удобство
Автоматизация передачи показаний счётчиков — это в первую очередь очень удобно и для собственников квартир, и для управляющей компании, и для расчётных центров. Не надо помнить о дате снятия показаний, не надо беспокоится о передаче показаний в УК/РСО и расчётный центр. Особенно удобны «умные» счётчики для собственников, имеющих несколько квартир, да ещё и в разных городах, сдающих свои квартиры в аренду, а также для любителей путешествовать.
Прозрачность
Автоматизация снятия показаний счётчиков позволяет получать показания на конкретное время или дату (одномоментно), что предоставляет возможность сводить балансы и может резко повысить прозрачность начислений за потреблённые ресурсы в пределах многоквартирного дома. Очень важно, чтобы Система предоставляла возможность видеть показания «умного» счётчика всем заинтересованными сторонам — это, как минимум, поставщик и потребитель ресурса, а очень часто ещё и расчётный центр.
Экономия
Система «умный» счётчик в теории может приносить дополнительную экономию по сравнению с обычными счётчиками в виде снижения затрат на ввод показаний счётчиков в бухгалтерские программы ведения лицевых счетов расчётных центров. Но следует помнить, что проверять (при помощи обхода) счётчики для проверки пломб и контроля от манипуляций с показаниями иногда всё-таки придётся. Так как показания «умных» счётчиков привязаны к реальному времени, возникает возможность наведения баланса и определения мест нерационального потребления ресурсов, что создаёт условия получения дополнительного экономического эффекта. Но рассуждать о прямом экономическом эффекте благодаря внедрению «умных» счётчиков нельзя. Ни «умный» счётчик, ни простой ничего не экономят, они всего лишь измеряют потреблённый ресурс, но счётчик у конечного потребителя создаёт мотив экономить, что приводит к рациональному потреблению.
Дополнительные функции
Современный «умный» счётчик имеет процессор, который может выполнять некоторые дополнительные функции.
Манипуляции
Необходимо контролировать попытки манипуляций с показаниями счётчиков, например, путём использования сильных магнитов. Счётчик может иметь датчик вскрытия и информировать о попытках его демонтажа. Разумеется, «умный» счётчик должен иметь часы реального времени, регулярно при сеансах связи корректировать их ход и фиксировать все нештатные ситуации, в том числе изменения в настройках счётчика в Системе.
Сигнализация
Рассматриваемые Системы способны предоставлять дополнительные возможности, например, контроль загазованности, сигнализирование о снижении (или превышении) температур в помещении и оповещение потребителя об открытии входной двери.
Доступность
Разрабатывая подобные Системы, необходимо осознавать и помнить, что для достижения низкой стоимости владения «умными» счётчиками вопросы подключения оборудования и настройки передачи показаний надо передать (поручить) конечным пользователям и при этом учесть, что конечные пользователи не обладают специальными знаниями. Отсюда следует, что задача подключения «умного» счётчика и настройка передачи отчётов должна сводиться к операциям не сложнее тех, которые выполняются пользователями при создании аккаунта в Facebook. Так же просто должна решаться задача допуска заинтересованных сторон к просмотру показаний счётчиков и передачи показаний в расчётный центр.
Например, собственник квартиры в «Личном кабинете» Системы выбирает функцию «Отправлять показания счётчика в Единый расчётный центр (ЕРЦ)», а на сайте ЕРЦ в «Личном кабинете» сам же подтверждает разрешение на приём показаний от Системы, что, с одной стороны, юридически решает вопрос подключения, а с другой — программные обеспечения Системы и ЕРЦ автоматически «коннектятся» без использования рабочего времени сотрудников Системы и ЕРЦ, что резко снизит стоимость создания и содержания подобной Системы.
Внедрение
Массовое внедрение систем с «умными» счётчиками возможно двумя способами. Первый способ — привычный в нашей стране административный. Уже завтра правительство может принять постановление и обяжет всех устанавливать «умные» счётчики. Подробно расскажет, какие счётчики нужны, кто их будет устанавливать, и понятно, что всё это будет продиктовано исключительно «заботой о людях» (и мы, скорее всего, узнаем имена этих конкретных «людей»). Но подобный способ всегда влечёт за собой повышение цен и недобросовестную конкуренцию, что в конечном счёте приводит к технологическому отставанию. Другой способ — естественный, когда бизнес разрабатывает и создаёт продукт, востребованный покупателями, а правительству остаётся только создать условия бизнесу или хотя бы просто не мешать.
Конечным пользователем «умного» счётчика является собственник квартиры, и ему важно получить продукт типа смартфона: купил «умный» счётчик, установил его у себя в квартире, настроил передачу показаний — и наслаждайся удобством. И если такое предложение будет оправдано для собственника квартиры по цене, удобно и просто по инсталляции (подключению), доступно по содержанию, то он обязательно воспользуется таким «умным» счётчиком — так же естественно и массово, как это произошло с мобильными телефонами и с системами типа «банк-онлайн».
Понятно, что любая система нуждается в финансировании, и её функционирование придётся оплачивать конечному потребителю либо продавцу (или производителю) «умных» счётчиков. И если Систему нужно оплачивать потребителю, то задача оплаты должна быть решена современными удобными онлайн-способами, аналогично оплате товара при его приобретении в интернет-магазине.
Не следует также ожидать от систем сбора показаний приборов учёта телеметрических функций — это невозможно, если помнить об условии энергонезависимости «умных» счётчиков.
Хотя данные приборы могут отслеживать отдельные ситуации и оперативно сигнализировать об аварийных событиях — например, если вода бежит с одинаковым расходом более 30 минут, то это сигнал о возможной утечке (прорыве), или же сработал датчик загазованности. Тогда прибор может выйти на связь вне расписания для сигнализации о событии всем заинтересованным лицам, включая МЧС и газовую службу. Подобная телеметрия доступна «умному» счётчику, работающему от батареек.
Анализ показаний
Имея в базе Системы показания счётчиков, можно и нужно производить анализ этих показаний в целях выявления «неожиданных» показаний, в том числе используя балансовый метод и метод перекрёстного сопоставления, что позволит точечно и с минимальными усилиями выявлять неисправные счётчики, а также случаи манипуляций с их показаниями. Было бы замечательно для научно-практических целей (проектирования и нормирования) получать от Систем обезличенные усреднённые показания о реальном потреблении ресурсов в разрезе городов и типов потребителей (или зданий), эти же данные можно использовать для регулярного мониторинга показателей энергоэффективности.
Примеры реализации
На рынке уже существует множество предложений «умных» счётчиков, работающих Систем и соответствующего оборудования. Все предлагаемые технические решения сводятся к нескольким типам:
- «умный» счётчик имеет SIM-карту и через стандартную сотовую сеть GSM передаёт показания на сервера конкретной Системы;
- «умный» счётчик имеет радиовыход малого радиуса действия (15–30 м) и через специализированную «мини-соту» передаёт показания на сервера конкретной Системы;
- «умный» счётчик имеет радиовыход большого радиуса (более 1000 м) и через специализированную «соту» передаёт показания на сервера конкретной Системы;
- «умный» счётчик имеет радиовыход типа Wi-Fi и через стандартный роутер передаёт показания на сервера конкретной Системы.
У каждой технологии есть свои преимущества и недостатки, и какая из них окажется наиболее востребованной, решать должен потребитель. Нам же в России нужно не спешить и не вмешиваться в естественный процесс конкурентной борьбы за потребителя между новыми технологиями.
Конкуренция
Категорически нельзя допустить монополизацию производства «умных» счётчиков и Систем передачи показаний. Такие попытки уже предпринимаются некоторыми участниками рынка, для чего они пытаются даже использовать внедрение стандартов (протоколов обмена). Напомню, что производимые в СССР телевизоры соответствовали стандартам, а некоторые даже имели «знак качества», а на деле все советские люди мечтали об импортной технике. В этом случае уместна цитата западногерманского экономиста и государственного деятеля Людвига Эрхарда: «Конкуренция везде, где возможно. Государственное регулирование только там, где необходимо».
Если мы хотим получить качественный товар или услугу по оптимальной цене, в нашем случае «умный» счётчик, то необходимо поддерживать конкуренцию, благо никакой технической сложности получать показания от «умных» счётчиков разных производителей (и от разных Систем) в один расчётный центр не существует. И если кое-кому очень хочется создать «национальный стандарт», то его необходимость существует только в теории (на уровне ввода информации в расчётный центр), да и то — это очень спорно. У разных расчётных центров разных городов должно быть разное расчётное программное обеспечение, опять же для сохранения конкуренции между его производителями.
Единообразие противоречит развитию и всегда заводит в тупик, для примера достаточно посмотреть на результаты работы Государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ, на внедрение которой были потрачены громадные финансовые и административные ресурсы государства.
Право
Создавая Системы передачи показаний, необходимо учитывать, что счётчик кому-то принадлежит, и любые действия с ним возможны исключительно с учё- том прав собственника. Также создателям Систем не надо забывать о защите персональных данных, если таковые используются в Системе. Важна и ответственность производителей «умных» счётчиков и Систем за удалённую корректировку метрологически значимых настроек приборов.
Заблуждения
Иногда на рынке говорят об «измерительных системах». Необходимо понимать, что измерительные системы строятся по иным принципам и с иными задачами, мы же имеем задачу передать без искажений показания счётчиков (который сам является измерительной системой), а никаких измерительных функций у систем передачи показаний приборов учёта нет и быть не может. А маркетологи некоторых компаний, демонстрирующие «сертификаты на измерительные системы», тупо пытаются ввести потребителей в заблуждение (чтобы реализовать мнимое конкурентное преимущество) и втравить в дополнительные затраты, связанные с поверкой подобных систем.
Технический прогресс не остановить, если только не начать пытаться им командовать, используя для этого законы, разработанные и утверждённые теми, кто совершенно не понимает предмет регулирования. Не надо объяснять специалистам, как делать, специалистам надо говорить «для чего (и зачем) делать» и «что, какой функционал обеспечить».
А оптимальное техническое решение выберет рынок (потребитель) через конкурентные инструменты, надо только не пытаться делать «как лучше» — и тогда не получится «как всегда».