BIM-инструмент для эксплуатации

Программное обеспечение «Статус» разработки ООО «БИМ для бизнеса» — это BIM-инструмент, созданный для эксплуатации промышленных объектов. В нём мы интегрируем трёхмерную цифровую модель с базой данных и агрегируем всю необходимую информацию об объекте, от чертежей до телеметрии оборудования.

Так мы формируем цифровой двойник предприятия, позволяющий эффективно решать задачи эксплуатации:

  • планирование технического обслуживания;
  • контроль нештатных ситуаций в связке с автоматизированными системами управления технологическим процессом (АСУ ТП);
  • создание и обслуживание заявок по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР);
  • анализ исторических данных по работе предприятия;
  • планирование работ по техническому перевооружению и модернизации.

Как это работает? В основе «Статус» лежит база данных и трёхмерная модель. Каждый элемент связан с базой данных через уникальный ID. Такая архитектура приложения позволяет хранить информацию независимо от геометрического представления модели, и, следовательно, наполнять базу не только через внесение данных в свойства элемента (выделил элемент — вписал данные в нужные атрибуты), но и через множество интерфейсов ввода данных — табличные формы, импорт данных, связь с другими базами данных. Та же самая ситуация и с интерфейсами вывода — они позволяют работать с 3D-моделью, 2D-видами, чертежами, схемами, изображениями, таблицами с данными, BI-дашбордами (виртуальными информационными табло)…

«Статус» — серверное, а не облачное приложение, и работает в закрытом информационном контуре предприятия, что особенно актуально для любого промышленного (и не только) объекта. Все данные хранятся только у вас.

Чтобы лучше понять возможности «Статус», рассмотрим его составляющие.

3D BIM в основе

Как и в любом приложении, реализованном в рамках BIM-методологии, основной источник проверенных и непротиворечивых данных — это BIM-модель. Формируя эксплуатационную модель «Статус», именно из BIM-модели мы получаем всю необходимую информацию. Если у вас есть исполнительная BIM-модель — её можно «достать с полки», настроить и использовать. Если модели нет — нужно выполнить лазерное сканирование объекта и создать BIM-модель в требуемой степени детализации и наполнить её атрибутивной информацией.

В «Статус» реализованы два варианта загрузки первичной 3D-модели: импорт IFC-файла или экспорт/импорт данных из Autodesk Revit. Кроме геометрии выгружаются необходимые атрибуты (параметры), список атрибутов можно настроить.


Рис. 1. Модель производственного корпуса. В центре — выделенный гидроциклон, слева — панель свойств элемента с параметрами и данными

В результате на первом этапе мы получаем цифровую 3D-модель «Статус», в которой хранится только необходимая, проверенная информация, полученная напрямую из BIM-модели (рис. 1).

Графическое ядро «Статус» позволяет без видимых задержек обрабатывать большие модели.

2D-виды — привычный интерфейс

Конечно, 3D-модель — не единственный графический интерфейс объекта. Для удобства работы вы можете настроить представление модели в виде «плоских» поэтажных чертежей, содержащих нужные вам объекты. Элементы 2D-видов, так же, как и элементы 3D-модели, содержат уникальные ID, связывающие их с базой данных.

В итоге вы можете выделить элемент и на 2D-виде, и в 3D-модели, а затем получить по нему полную информацию — от параметров из BIM-модели до данных телеметрии, то есть всё, что вы загрузили в базу данных «Статус» (рис. 2).


Рис. 2. Диспетчер видов и взаимодействие с элементами на 2D-виде. На экране — 2D-вид этажа (в центре выделен красным насос, слева — тот же насос в диспетчере оборудования)

Таким образом, для создания цифровой модели «Статус» вам достаточно иметь BIM-модель предприятия, выполненную в Revit/IFC. В ней будет храниться вся нужная информация из BIM-модели, её можно будет анализировать, просматривать данные об объектах, наглядно планировать техническое перевооружение и модернизацию.

А дальше начинается самое интересное — наполнение базы данными для эксплуатации.

Чертежи, схемы, паспорта

Целая комната, заваленная коробками с проектной документацией, — так обычно представляют «исполнительную» документацию по объекту. Конечно, у многих не всё так плохо, это может выглядеть, например, как архив с методистом и длинными стеллажами с картотекой или даже как папка с PDF-документами на сервере, но факт остаётся фактом: в 99 случаев из 100 использование этой документации неудобно и неэффективно, а через несколько лет она устаревает, потому что эксплуатация предприятия — это бесконечная модернизация. С паспортами, гарантийными картами и прочими документами по оборудованию — та же история.

«Статус» позволяет хранить все нужные документы централизовано и упорядочено — с привязкой к элементам оборудования. Для этого нужно прикрепить к каждому элементу модели необходимые файлы: паспорта оборудования, акты обследования, инструкции по эксплуатации, гарантийные талоны, фото и прочее.

Далее, чтобы получить доступ к данным о конкретном экземпляре оборудования, вам достаточно будет просто выделить элемент в «Статус», войти в диспетчер документов и открыть нужный файл, ничего не скачивая и не переключаясь на другое приложение (рис. 3).


Рис. 3. Диспетчер документов для вентилятора и открытый файл паспорта на вентилятор

В целях информационной безопасности для пользователей «Статус» можно настроить уровни доступа к информации разного типа (как к внесению, так и к чтению данных).

Итак, с документами по оборудованию всё понятно. А как же быть с чертежами, схемами и прочей необходимой 2D-документацией? «Статус» позволяет загрузить в свою базу данных необходимые чертежи по объекту (DWG, PDF) и хранить их в иерархической системе с настройкой прав доступа.

Для облегчения поиска чертежей, относящихся к конкретному оборудованию, можно настроить «привязку» оборудования к чертежам. В результате вы не только храните нужную исполнительную документацию «под рукой», но и можете легко искать в ней чертежи, на которых находится нужное вам оборудование.

Диспетчер оборудования

Следующий основной интерфейс — это «Диспетчер оборудования». В нём отображается список всего оборудования предприятия. Для управления «Диспетчером» есть возможность сортировки, фильтрации и настройки отображаемых данных — по аналогии с сортировкой и фильтрацией в привычных инструментах для работы с электронными таблицами (например, MS Excel).

Если нужно найти какое-то конкретное оборудование, вы можете сделать это в модели, на 2D-видах или в «Диспетчере». При выделении элемента в «Диспетчере» он подсвечивается на чертежах и в 3D-модели. Можно посмотреть свойства и прикреплённые документы, а если есть права, то и изменить их (рис. 4).


Рис. 4. Диспетчер оборудования. Настроена фильтрация, выделенный в диспетчере гидроциклон подсвечивается жёлтым

Также в «Диспетчере» могут отображаться статусы оборудования — например, приближающийся срок обслуживания или нештатная ситуация.

Заявки на обслуживание и ремонт

Какая же эксплуатация обходится без ТОиР? Для создания заявки на обслуживание и ремонт существует отдельный интерфейс. Вы выбираете элемент, создаёте заявку, указываете необходимые данные — и заявка добавляется в базу данных по элементу, а далее — в вашу ТОиР систему (но это уже вопрос конкретных интеграций, об этом будет сказано ниже), рис. 5.


Рис. 5. Создание заявки

Для повышения удобства и скорости создания заявки при обнаружении нештатной ситуации «на месте», мы предлагаем нанесение на оборудование QR-кодов. Генерируем их в специальном модуле «Статуса», распечатываем, наносим. А далее представим, что мастер на предприятии обнаружил протечку в оборудовании. Он берёт мобильный телефон, сканирует QR-код, переходит на страницу элемента, входит в аккаунт (Интернет не используем, находимся внутри Ethernet системы предприятия), видит все привязанные к нему документы и там же оставляет заявку на ремонт. При необходимости — делает фото, пишет примечание и прикрепляет к карточке элемента.

Таким образом, в базовой комплектации «Статус» вы получаете цифровой двойник вашего предприятия, включающий взаимосвязанные 3D/2D-виды, диспетчер оборудования, чертежи, паспорта/акты оборудования, историю обслуживания и ремонта и возможность эффективного создания заявок ТОиР.

А что делать, если этого недостаточно? Использовать интеграции!

Интеграции

Архитектура приложения «Статус» позволяет реализовать фактически любую интеграцию на уровне баз данных. Для примера возьмём системы «1С: Склад» и «1С: ТОиР».

Первично заявки на обслуживание создаются в «Статус», а затем их можно загружать в систему ТОиР компании. Или интегрировать «Статус» с графиком технического обслуживания и вывести в диспетчер оборудования предупреждение о приближающемся сроке гарантийного/планового обслуживания.

Можно выполнить интеграцию, при которой для каждого элемента оборудования будет формироваться список расходных материалов и комплектующих, связанный с «1С: Склад». Далее, при формировании запроса на ТОиР, можно будет видеть список всех комплектующих и их доступность и делать заявки на компоненты только из этого доступного списка. Это позволит вести прозрачный учёт и списание расходных материалов.

При получении заявки на обслуживание мастер не будет перебирать стопки документов, а откроет заявку, посмотрит паспорт объекта и историю его обслуживания, запросит нужные расходные материалы на складе и придёт на место уже подготовленным.

Отдельно стоит интеграция со SCADA. Существует много вариантов реализации SCADA, но фактически все импортные системы сейчас недоступны. Поэтому каждый случай интеграции рассматривается индивидуально.

Однако SCADA тоже использует базу данных и копит в ней данные по телеметрии оборудования. Эти данные также можно интегрировать в «Статус» и хранить историю функционирования оборудования и систему оповещений о критических событиях. Далее — всё как обычно: заявка, анализ данных по элементу (не выходя из приложения) и действие.

Кадровый вопрос

Наглядность работы в системе «Статус» позволяет решить вопрос с ротацией кадров и передачи опыта между поколениями.

Конечно, опытный «дядя Петя», проработавший на предприятии 20 лет и знающий его «как свои пять пальцев», найдёт дорогу к сломанному насосу с закрытыми глазами, он помнит, куда надо стукнуть, чтобы всё заработало, и какую прокладку/предохранитель/подшипник надо взять с собой. Но такие «дяди Пети» уходят на пенсию, и новому поколению нужно или передавать опыт (а для этого его лучше сохранить в централизованном виде) или дать инструмент, кратно повышающий наглядность работы. И вот молодой «техник Пётр» уже не будет перебирать горы макулатуры в поисках нужного чертежа, а зайдёт в приложение (со своим, настроенным уровнем доступа), посмотрит, где тот самый насос находится, как туда попасть, каким рубильником его обесточить, какие расходные материалы заказать. А ещё почитает комментарий «дяди Пети» о том, куда нужно стукнуть. И пойдёт на задание почти таким же умным, как его опытный товарищ.

Big Data и аналитика

Что ещё можно получить, аккумулируя данные о предприятии в одной системе? Например, имея историю обслуживания и ремонтов оборудования, время вынужденного простоя, вы сможете проанализировать эффективность этого оборудования. Возможно, его нужно заменить?

Понимая данные по времени работы оборудования, вы можете анализировать загрузку производственных мощностей. Можно вести учёт потребляемой электроэнергии, температуры помещений и затрат на обогрев/охлаждение. Можно анализировать эффективность компаний или сотрудников, занятых в техобслуживании и ремонте.

«Данные — вторая нефть». Когда данные хранятся в разрозненном виде, в десятке программ и интерфейсов, их сложно анализировать. Зато легко подтасовывать и даже воровать. Но, если хранить их централизованно, в базе данных с понятными интерфейсами и настройкой визуально наглядных BI-отчётов (ещё одна индивидуальная интеграция) — данные помогут вам управлять предприятием и принимать обоснованные и проверенные решения.

В завершение

Выбирая систему «Статус», вы получаете инструмент для работы с цифровым двойником предприятия. Вы сможете агрегировать данные из BIM-модели, чертежи, паспорта оборудования, отчёты, заявки и прочее в одной среде. А с помощью интеграций собирать данные из других систем и настраивать удобные и прозрачные процессы эксплуатации. Данные будут агрегироватьсяƒ с возможностью дальнейшего анализа и принятия решений на их основе.

«Статус» — полностью российская разработка. Решение не работает с «облаками», все ваши данные хранятся в закрытом контуре предприятия. Система имеет гибкую настройку прав доступа.

ООО «БИМ для бизнеса» выполняет комплексную поставку и внедрение ПО «Статус», от создания/доработки BIM-модели до настройки интеграций с вашими инструментами эксплуатации. Если хотите узнать больше о возможностях цифрового двойника на базе «Статус» — наши специалисты проведут онлайн-демонстрацию возможностей системы. Заявки оставляйте по тел. +7 (495) 150-34-63.

Контакты Дмитрия Воробьёва, технического директора компании ООО «БИМ для бизнеса» и руководителя разработки «Статус», — внутри QR-кода.