Процесс реформирования строительной отрасли страны начался еще в 2004 г. Тогда были приняты новые Жилищный кодекс и Градостроительный кодекс РФ. С тех пор был пройден путь от полного неприятия идеи саморегулирования до создания трех национальных объединений саморегулируемых организаций в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях. Последний этап преобразований стартовал в июле прошлого года вместе с подписанием федерального закона №148ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».Тогда началось создание системы саморегулируемых организаций. Это не так уж просто. Для того, чтобы зарегистрировать СРО в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), необходимо создать некоммерческое партнерство, объединяющее не менее 100 строительных компаний (или 50 организаций в области проектирования/инженерных изысканий), соответствующих требованиям саморегулируемой организации и уплативших все взносы: вступительный, членский и взнос в компенсационный фонд. Речь о них пойдет ниже. Условия вступления в СРО Напомним, что вступление в СРО предполагает соблюдение ряда достаточно жестких финансовых и организационных условий. Обратимся к первой группе. Во-первых, взнос в компенсационный фонд. Его размер установлен в законе и не может быть изменен в сторону уменьшения. Для строительных компаний он составляет 300 тыс. руб. при условии страхования рисков гражданской ответственности. Для проектировщиков и инженерных изыскателей — 150 тыс. руб. при том же условии. Отмечу, что страхование гражданской ответственности согласно закону, является добровольным, но на данный момент оно принято в качестве обязательного условия почти во всех зарегистрированных СРО. Второй вид — единоразовый вступительный взнос. Его размер в различных СРО колеблется от нуля до 300 тыс. руб. Последний вид платежа — ежегодные членские взносы. Их размер составляет от 10 тыс. до 1 млн руб.Вступительные и регулярные взносы утверждаются СРО на общем собрании членов и могут быть как увеличены, так и уменьшены по итогам очередного финансового года. Дополнительные расходы могут быть связаны со страхованием, сертификацией и повышением квалификации персонала тех компаний, кому это необходимо. Организационный аспект включает требования к наличию определенного количества квалифицированного штатного персонала и материально-технической базы. Приказ Министерства регионального развития России №274 от 09.12.2008 г. содержит 35 видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, 12 видов по подготовке проектной документации и 6 видов работ по инженерным изысканиям. Для осуществления любого из них организации необходимо «разрешение» саморегулируемой организации в виде свидетельства о допуске к работам. Чтобы получить такое свидетельство, по каждому виду работ в штате организации должно быть не менее трех человек с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 3 лет, либо не менее пяти специалистов со средним специальным образованием и стажем не менее 5 лет. Как оказалось, выполнить это требование вступающим сложнее всего, т.к. не хватает квалифицированного персонала. Это основная причина возможного отказа или сокращения списка перечня видов работ, на получение свидетельства о допуске к которым претендует компания, вступая в СРО. Не будем забывать и о соответствующей материально-технической базе, необходимой для осуществления каждого вида работ. Без соблюдения всех этих требований вступить в СРО невозможно. Суть строительного саморегулирования в России Введение института саморегулирования позволит строителям уже в ближайшем будущем самим устанавливать правила и стандарты профессиональной деятельности в рамках действующего законодательства. Новая система очень эффективна с точки зрения ответственности субъектов рынка. Она способна решить одну из наболевших проблем отрасли — качество и безопасность строительных работ. Также саморегулирование должно очистить рынок от недобросовестных компаний, созданных для одноразовых целей. Жесткие «входные» требования, установленные законодательством для членов СРО, являются неким фильтром для фиктивных компаний. Низкая квалификация персонала в таких «конторах», отсутствие надлежащей материально-технической базы были причиной высокой аварийности на стройках и низкого качества готовых объектов. Именно по их вине сформировался не вполне позитивный имидж стройкомплекса в целом. Теперь они будут вынуждены покинуть рынок. Членами СРО станут действительно достойные представители бизнеса, в которых партнеры могут быть уверены, как в себе. При заключении договора они знают, что обе стороны прошли все проверки и соответствуют требованиям саморегулируемой организации. Конечно же, пока в СРО вступили не все реально существующие компании, однако наиболее дальновидные из них давно озаботились этим вопросом и получили свидетельство о допуске. Компания, нацеленная на долгосрочную работу, лишний раз подтверждает серьезность своих намерений. Говоря о минусах новой системы, мы имеем в виду недоработки, которые будут устранены в ближайшее время. Судить о недочетах реализации новой схемы на практике пока рано, поскольку она еще только начинает работать. Предварительные итоги подведем не ранее, чем через полгода полноценной работы. В любом случае, строители прекрасно понимали, что лицензирование изжило себя как регулирующий инструмент и настолько скомпрометировало себя из-за всевластия бюрократии, что развиваться внутри этого института стало практически невозможно. Необходимость чего-то нового назрела давно. Зарубежные компании тоже вступают в российские СРО Зарубежным строителям и проектировщикам, которые работают на территории России, тоже придется работать по новым правилам. Они обязаны соответствовать российскому законодательству и соблюдать все его требования. При вступлении в СРО к ним предъявляются все те же требования, что и к российским. Иностранное юридическое лицо предоставляет копии документов, легализованные консульскими учреждениями РФ за границей или апостилем (для стран-участниц Гаагской конвенции 1961 г.), переведенные на русский язык и нотариально заверенные. Также оно подлежит обязательной постановке на налоговый учет в РФ. Среди прочих требований особо отмечу необходимость прохождения процедуры нострификации или признания и установления эквивалентности дипломов об образовании зарубежных коллег. Она утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2009 г. Дипломы о высшем или среднем профессиональном образовании, выданные иностранным учебным заведением, подлежат ей в обязательном порядке. Российские СРО не могут принять их без проведения данной процедуры. Однако распространенной практики такого признания в РФ пока нет. По всей стране всего лишь 10 центров, которые этим занимаются, из них два расположены в Москве. В то же время штат многих строительных зарубежных компаний состоит из специалистов страны, на территории которой зарегистрировано юридическое лицо. Количество российских граждан при выполнении работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, не велико. Оспаривать профессионализм иностранных коллег, конечно, никто не станет. Но процедура нострификации — дело не одного дня. Она весьма длительна и занимает как минимум три месяца. Таким образом, те иностранные компании, которые не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса РФ в отношении штатного персонала, не успели вступить в саморегулируемые организации в 2009 г. Выход из сложившейся ситуации только один — срочно нанимать российских специалистов. В противном случае придется уйти с российского строительного рынка. СРО не для всех Вступать в СРО изначально нужно было не всем компаниям, а лишь тем, кто осуществляет работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Все остальные организации, занимающиеся, например, текущим ремонтом, продолжают работать на рынке по тем же правилам, что и раньше. «Обойти стороной» требование о членстве в саморегулируемой организации у тех компаний, которым оно необходимо, вряд ли получится. Во-первых, за это предусмотрена административная ответственность, а во-вторых, они просто рискуют лишиться заказов и уйти с рынка. Национальные объединения СРО За прошедший год был проделан путь от регистрации первых саморегулируемых организаций до создания трех национальных объединений СРО в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях. Каждое из них объединяет профильные СРО и закрывает вопросы с организационной стороной саморегулирования. На вновь созданные союзы возложены очень серьезные полномочия. Среди них частичный контроль за деятельностью СРО, некоторые вопросы технического регулирования, разработка унифицированных требований по выдаче свидетельств о допуске к работам. Вообще, унификация и стандартизация — одно из важнейших направлений дальнейшей работы. Кроме того, они займутся созданием единой базы СРО, в которой можно будет найти сведения о кандидатах в члены, о самих членах, а также о тех, кому отказали в принятии или исключили из состава членов. База будет полезной, например, для заказчиков и тендерных комиссий. Предлагается также учитывать в информационной базе учебные заведения, которые готовят специалистов в строительстве и проектировании, страховые компании, страхующие гражданскую ответственность членов СРО, и параллельно вести реестр страховых случаев. Для обеспечения публичности и прозрачности будет вестись постоянный мониторинг деятельности самих СРО. Заключение Путь регистрации СРО и вступления в них организаций строительной отрасли России был нелегким. Однако к середине января в реестр Ростехнадзора внесены сведения о 304 саморегулируемых организациях, из которых 172 СРО в строительстве, 113 — в проектировании и 19 — в инженерных изысканиях. Регистрация продолжается дальше, хотя, по оценкам экспертов, саморегулируемых уже вполне достаточно: охвачено более 90 % регионов России, что позволяет решить все вопросы, связанные с выдачей свидетельств о допуске к работам, которые отныне заменяют строительные лицензии. Итак, все условия для успешного функционирования СРО уже созданы, теперь все зависит от активности профессионального сообщества. Бизнес должен доказать, что он способен самостоятельно регулировать работу отрасли, устанавливать свои стандарты и, конечно, следовать им.
СРО: первый опыт
1 января 2010 г. строительная отрасль России перешла на новую систему регулирования. На смену лицензированию пришло саморегулирование. Оно успешно зарекомендовало себя во многих странах мира как оптимальный механизм контроля многих отраслей экономики. В России также созданы саморегулируемые организации (СРО) арбитражных управляющих, оценщиков и аудиторов, в транспортной и образовательной сфере. Для внедрения идеи саморегулирования в строительную отрасль профессиональным сообществом была проделана колоссальная работа. Попробуем проследить, как все начиналось, что удалось сделать и что еще предстоит. Отдельное внимание уделим членству в СРО зарубежных компаний, работающих на территории России.