Несмотря на ряд спорных положений, необходимость принятия подобного нормативного акта давно назрела и является жизненно необходимой для нормального функционирования экономики. Только в 2007–2009 годах, по данным МЧС, ущерб от пожаров достигал полумиллиарда рублей помимо прямых убытков пострадавших и недополученных бюджетом средств. С учетом прошедшего катастрофического 2010 г. (полностью ущерб еще не определен) сумма потерь вряд ли сократилась. Понятно, что если бы механизм страхования работал, разрешение подобных ситуаций оказалось бы куда дешевле и проще. Согласно проекту закона, его действие распространится на физических и юридических лиц, владеющих объектами недвижимости на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Как и в случае с ОСАГО, тарифы в этом виде страхования установит правительство. Однако страховая сумма по договору будет определяться страховщиком по результатам оценки пожарного риска. Как сказано в законе, минимальная страховая сумма — 10 млн руб., максимальная — 500 млн руб.При этом в проекте прямо говорится (ст. 8 закона), что коэффициенты к страховым тарифам устанавливаются в зависимости от состояния систем противопожарной защиты, предусмотренных федеральным законодательством в области пожарной безопасности, а также от состояния готовности к предупреждению, локализации и ликвидации пожаров. Необходимо заметить, что большинство владельцев коммерческих структур отдают себе отчет, что устойчивая работа возможна лишь при возможно полном контроле рисков аварийности, особенно если предприятие связано с реальным производством. Однако всегда существуют ситуации, которые не могут быть предусмотрены даже при самом тщательном планировании. К ним можно отнести [1]: ошибки персонала; стихийные бедствия; техногенные аварии и катастрофы (такие как падение летательных аппаратов и т.д.); преднамеренные акты (поджоги, спланированные взрывы и т.д.); ошибки, допущенные на стадии проектирования и строительства; неизвестные или достоверно не прогнозируемые на данный момент «механизмы» и причинно-следственные связи ухудшения состояния оборудования; недостаток финансовых средств для обновления производственных фондов и другие факторы. Очевидно, что хотя такие риски не могут быть абсолютно исключены благодаря превентивным мероприятиям, уровень потерь существенно снизится при использовании максимально эффективных средств защиты и борьбы с последствиями перечисленных нештатных ситуаций. Безусловно, для наиболее эффективного выбора и размещения подобных средств необходим детальный анализ, который даст возможность выделить главные потенциальные источники опасности, а также объективные и субъективные факторы, способствующие эскалации аварии. Однако, можно сразу указать два основных критерия, связанных с подбором противопожарного оборудования, как наиболее актуального для большинства производств: это быстрота срабатывания и надежность. И если первую можно выяснить из технического описания системы, то о второй говорят документы, выданные независимыми органами сертификации. Накопленный мировой опыт свидетельствует, что уровень риска при использовании сложных защитных систем минимизируется, если их качество подтверждено соответствующими сертификатами. «Мы сознательно пошли на “перекрестную” сертификацию нашей противопожарной насосной установки, — говорит Роман Марихбейн, руководитель направления “Инженерные системы зданий и сооружений” компании Grundfos, мирового лидера в производстве насосного оборудования. — Станции серии Hydro MX, которая была спроектирована в конструкторском бюро подмосковного завода российского подразделения компании, сертификат соответствия РФ, а также разрешение ФСЭТН, необходимое для применения оборудования на ряде предприятий. Несмотря на то, что процедуры такой сертификации достаточно сложны и затратны, они гарантируют пользователю, что в нужный момент установка сработает штатно». Нужно отметить, что такого рода станции, в состав которых входит несколько многоступенчатых вертикальных насосов типа CR, специально предназначены для систем пенного и водяного пожаротушения, наиболее распространенных в России и мире. Они обеспечивают подачу до 260 м3/ч, развивая давление до 14 бар. Срабатывание станции происходит автоматически. Сигнал на включение привода электрозадвижки поступает одновременно с сигналом на пуск пожарного насоса. Кроме автоматического открытия, задвижку можно открыть и в ручном режиме с помощью переключателя на дверце шкафа. Подобного рода установки, в силу компактности и надежности, могут быть применены практически на всех предприятиях, включая те, которые относятся к категории опасных. В частности, насосные станции на базе вертикальных центробежных насосов CR во взрывозащитном исполнении (по требованиям АТЕХ) были установлены на первом в России заводе масел компании Shell, расположенном близ города Торжок Тверской области. Можно упомянуть и автосалон «Тойота-Лексус» в Казани, где пожаротушение обеспечивается станцией Hydro MX 2 CR 1203 (с гидробаком 300 DIT5), а также новый терминал аэропорта «Внуково», в инженерном обеспечении которого применена подобная схема. Использование современных средств пожаротушения повлияет на уровень потенциального риска и станет весомым аргументом для применения понижающих коэффициентов. Верно и обратное: необходимость страхования будет стимулировать владельцев вкладывать деньги в модернизацию систем безопасности своих предприятий. «Мы считаем, — подчеркнул на конференции в “РИА Новости” директор департамента надзорной деятельности МЧС России Анатолий Макаревич [2], — что принятие этого закона улучшит ситуацию по одной простой причине — здесь включаются механизмы экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности на объекте. Конечно, предприниматель или бизнесмен может использовать в целях обеспечения пожарной безопасности устаревшее оборудование, но страховая компания, приходя на объект с целью его страхования, вправе увеличить размер страхового тарифа в случае, если этот объект не отвечает требованиям пожарной безопасности. Увидев недочеты, страховщики, естественно, повысят страховой тариф. И это, безусловно, будет экономически стимулировать собственника объекта внедрять новые системы противопожарной защиты». Действительно, поскольку введение нового закона об обязательном страховании предприятий планируется уже в ближайшей перспективе (говорят о 2014ми даже 2013 годах), страховое сообщество начинает активно готовиться к началу серьезной работы со страхователями. «Очевидно, что чем больше сил и средств владелец объекта вложит в обеспечение превентивной защиты своего предприятия, — говорит генеральный директор СК “Капитал-Резерв” Алексей Самарин, — тем меньше оцениваемый риск. Соответственно, тем ниже будут коэффициенты к базовым тарифам, которые предложит нам государство, согласно проекту закона. Это общемировая практика, которая, безусловно, актуальна и для России. Естественно, что мы, как и большинство наших коллег, уже разрабатываем соответствующие продукты, где предусмотрим стимулирующие меры для добросовестных страхователей, планирующих развитие своего бизнеса в долгосрочной перспективе. Вообще же, принятие подобного закона — это еще один шаг на пути отечественного бизнеса к цивилизованным коммерческим отношениям». Опыт внедрения обязательного страхования в России уже есть — несмотря на первоначальное сопротивление и недоверие как потребителей, так и экспертов, он успешно работает уже несколько лет. Поэтому введение нового закона также пройдет в штатном режиме. И, поскольку до окончательного принятия проекта осталось время, думать над способами снижения потенциальных рисков стоит уже сейчас. 1. Елизарова И.Н. Организационно-методические вопросы оценки и страхования рисков на промышленном предприятии // Вестник МГТУ. Т. 11, №2/2008. 2. Интернет-ресурс: www.mchs.gov.ru. |
|
Reduction of fire risks in the enterprise
Опубликовано в журнале СОК №12 | 2011
Rubric:
Как известно, МЧС России еще в прошлом году подготовило проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара», главным постулатом которого является комплексное решение проблем защиты от негативных последствий пожаров и финансовое обеспечение ответственности за причинение возможного вреда.