Целью разработки новой нормативной базы является создание условий для развития цивилизованного рынка. Начало этим процессам положил Федеральный Закон РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Резкое сокращение видов деятельности от 3000 и более до 800 и менее создало условия для свободной деятельности, с одной стороны, но, с другой, не было предусмотрено, что предложить взамен лицензированию. Такие работы, как монтаж в жилых домах газовых технических устройств и приборов, монтаж электрических устройств и приборов и другие, вышли из видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, не попали в систему обязательной сертификации. В дальнейшем Федеральный Закон № 184-ФЗ в 2003 г. отменил обязательную сертификацию услуг (работ) для личных (бытовых) нужд граждан и производственно-технических нужд и ввел понятие добровольной сертификации, механизм проведения которой до сих пор не определен. Таким образом, приступив к реформированию, не были отработаны все механизмы разработки законов, нормативов, корректуры действующих классификаторов, норм и правил, что создало в итоге условия для введения в заблуждение участников рынка и массу противоречий. Одним из примеров может служить то, что предприятиям предъявляются незаконные требования о получении лицензий и сертификатов на предоставление коммунальных и бытовых услуг, что способствует созданию «тепличных условий» для оказания услуг населению теневым сектором. На мой взгляд, формируя правовой цивилизованный рынок, необходимо решить принципиальные задачи: Первое — привести в соответствие с ГОСТами термины и определения, терминологию, не допускать вольности трактовок в ведомственных документах, противоречащих федеральным нормам. Не должна существовать теория двойных стандартов, которую специалисты контролирующих организаций иногда пытаются использовать в отношении предприятий. Второе — привести в соответствие «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП). Значительный прогресс науки по разработке технических устройств и приборов, материалов и другой продукции и динамика дальнейшего развития оставили далеко позади ОКП. Некоторые наименования только бытовой техники, существующие на рынке и производимые сегодня отечественной промышленностью, отсутствуют в Классификаторе. В первую очередь это комбинированные приборы (электрогазовые плиты, электрогазовые плиты с посудомоечной машиной, бытовая техника, встроенная в кухонную мебель). С точки зрения обеспечения пожаро-, электро-, газобезопасности, эти приборы в период эксплуатации представляют значительную опасность для пользователя. Третье — необходимо привести в соответствие «Общероссийский классификатор услуг населению». Определить и разграничить в полном объеме и в соответствии с требованиями настоящего времени услуги бытовые, жилищно-коммунальные, строительные. Эта необходимость вызвана созданием четкой работы Технических комитетов Госстандарта РФ, по кругу своих обязанностей, по разработке нормативов и технических условий. Четвертое — внести корректуры и дополнения в «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности». Исключить, например, такой парадокс, как наличие в Классификаторе услуг по ремонту и обслуживанию бытовых отопительных котлов и отсутствие кода производства и установки (монтажа, подключения). Пятое — переиздать с глубокими переработками и учетом реальной ситуации «Единый тарифно-квалификационный справочник» (ЕТКС), как по рабочим профессиям, так и по специалистам. Требования к знаниям и уровню подготовки должны объективно соответствовать реальному техническому, экономическому, научному прогрессу. Важность этого вопроса заключается и в том, что общеобразовательные учреждения, формируя свои программы, должны четко следовать тем нормам, которые заложены в ЕТКС, начиная с наименования профессий, до организации учебного процесса по освоению курса дисциплин. Шестое — в соответствии с принципами стандартизации, организация разработки общих специальных технических регламентов, как обязательных, а также документов в области стандартизации, которые несут добровольные принципы применения, четко определены Федеральным Законом «О техническом регулировании». Реализация Закона РФ «О техническом регулировании» — очень трудоемкий процесс. Разработка технических регламентов, их наполнение требует от исполнителей глубоких знаний — юридических, экономических, специальных. Необходимость при разработке абсолютного знания производственных отношений, состояния промышленности и безопасности требует привлечения из разных отраслей специалистов (представителей) некоммерческих организаций и предприятий. Седьмое — разработка и издание региональных Постановлений правительства, Правил, Положений, инструкций и других документов должны соответствовать вышеуказанным федеральным нормам. Например, Постановление Правительства Москвы № 758-ПП от 02.11.2004 г. «Об утверждении нормативов по эксплуатации жилищного фонда» является «соломинкой», которая удерживает ситуацию под контролем в период реформирования нормативной базы. Но в Постановлении отсутствуют требования к монтажу электрогазовых плит, водонагревателей и отопительных котлов, потребляющих электроэнергию. Кстати, такого рода продукция на рынке составляет более половины всего объема поставок. Ничего не говорится о газовых и электрогазовых приборах, встроенных в кухонную мебель. Здесь присутствует и прямое противоречие Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) п. 83, где указано, что запрещается «…устанавливать (размещать) мебель и другие горючие предметы и материалы на расстоянии менее 0,2 м (!) от бытовых газовых приборов по горизонтали…». Хотя понятно, что эта норма не соответствует времени (или техника не соответствует нормам). В любом случае, необходимо находить обоснованное решение по изменению этой нормы. В Постановлении имеет место и несоответствие Федеральному Закону в ссылке, что при установке газовых приборов следует выполнять «требования заводских инструкций»! А правильно было указать «требования ТУ завода-изготовителя». Таким образом, любое предприятие, оказывающее услуги по установке электрогазовых плит, находится в рамках потенциального нарушителя. Для предприятий возникают барьеры противоречий и несоответствий. Главное на данном этапе создать ответственность предприятий за безопасность выполняемых работ. Пример: В 1975 г. были приняты Временные правила по установке и подключению электрических бытовых машин и приборов мощностью от 1,3 до 4 кВт в государственном жилищном фонде и домах ЖСК. Продажа населению электрических бытовых машин и приборов мощностью от 1,3 до 4 кВт осуществлялась через торговую сеть при наличии у покупателя справки, удостоверяющей возможность подключения данного электробытового прибора в квартире покупателя, выданной специализированной организацией, эксплуатирующей внутридомовые электрические сети и электрооборудование. В настоящее время таких жестких требований нет. И в сети розничной торговли достаточно много проточных водонагревателей мощностью от 4 кВт и выше. В то же время технологии по созданию бытовых условий населению совершенствуются, идет борьба за понижение энергоемкости бытовых приборов, и, тем не менее, жилой фонд устаревает, инженерные коммуникации изнашиваются. Бедой стало возгорание электропроводки из-за превышения нагрузок. Для создания условий безопасной эксплуатации необходимо предусматривать проведение комплекса мероприятий. В первую очередь, введение норм, обеспечение обслуживания и контроля, разъяснительная работа среди населения в средствах массовой информации и на местах, создание преград контрафактной продукции и другие. Какие условия должны быть соблюдены предприятием, если оно занимается предоставлением коммунальных и бытовых услуг? В учредительных документах, а именно, в Уставе предприятия, должны быть заявлены виды деятельности. Предприятие зарегистрировано и внесено в единый реестр, находится на учете в налоговом органе, в соответствии с заявленными видами деятельности, имеет присвоенные коды статистики и т.д. Предприятие имеет в собственности, хозведении или на условиях аренды производственную и административную площадь, оборудование, материалы, инструмент. Разработаны должностные обязанности сотрудников, инструкции по безопасности, допущенный приказом к работе персонал. Специалисты должны иметь группу электробезопасности, как правило, третью, а кто работает с газовым оборудованием, должны сдать экзамены (зачет) по допуску к выполнению газоопасных работ. После оформления (приема) на работу с сотрудником проводится вводный инструктаж, инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Далее, периодически, по мере необходимости, могут проводиться внеочередные инструктажи по технике безопасности. Таким образом, предприятия, освободившись от контрольных функций государства, стали в один ряд, образовалось мнение о необходимости создания условий для успешных и перспективных предприятий, выделение их из общей группы. Федеральный Закон «О техническом регулировании» предусмотрел такую поддержку со стороны государства через добровольную сертификацию. Вторым эффективным средством для поддержки предприятий и формирования цивилизованного рынка является объединение предприятий в некоммерческие организации. В дальнейшем союзам, ассоциациям, некоммерческим партнерствам отводится значительная роль в формировании правового, нормативного поля, участии в становлении и развитии цивилизованного рынка, создании условий здоровой конкуренции, а также создании системы саморегулирования в отраслях, самого перспективного движения к прогрессу. Услуги, предоставляемые предприятиями, участниками некоммерческих организаций, и предприятиями, прошедшими добровольную сертификацию, как правило, качественные, безопасные и экономически привлекательные. Логичным является то, что при участии в конкурсных отборах приоритеты должны быть на стороне именно этих предприятий. Контроль за работой предприятий на рынке осуществляют государственные региональные инспекции и службы надзора (Госэнергонадзор, Госгортехнадзор и др.). В их компетенцию входит и проверка предприятий по роду деятельности. Что касается предприятий естественных монополий, они являются головными эксплуатационными организациями в городах и населенных пунктах, которые несут полную нагрузку по поддержанию топливноэнергетического комплекса в целом. Нарушения нормативов, допущенные другими предприятиями, владельцами и специалистами, выявленные в ходе обслуживания, к примеру, ГУП «Мосгаз», доводятся до нарушителей; меры воздействия принимают только институты контроля. В случае работ по выполнению городских заказов предприятие-победитель конкурса после завершения работ должно территориально сдать объект в эксплуатацию ГУП «Мосгаз», а предприятия, работающие по договорам с заводами-изготовителями или оказывающие услуги населению без проектных изменений по подключению бытовых приборов самостоятельно, оказывают услугу без согласования. Но при этом необходимо предусмотреть, кто будет обслуживать и ремонтировать технику. Разрешать такие вопросы необходимо через оформление акта разграничения ответственности. В любом случае, покупатель техники должен помнить, что, приобретая ее, ответственность за обслуживание и ремонт определяется в торговом зале, и страховые риски ложатся на него. Это еще один плюс в пользу предприятий — участников некоммерческих организаций, имеющих «добровольные сертификаты», а не в пользу фирм-однодневок, которые, порой, подкупают ценой реализуемых приборов.
Рынок жилищно-коммунальных и бытовых услуг: проблемы и решения
Опубликовано в журнале СОК №3 | 2005
Rubric:
Тэги:
Внастоящее время рынок строительных, жилищно-коммунальных и бытовых услуг испытывает на себе не только революционные преобразования нормативной базы, но и отсутствие достаточной информации об этих преобразованиях. Деятельность на этом рынке определяют регламенты, стандарты, нормы и правила, которые разрабатываются и вводятся в действие в соответствии с Федеральным Законом РФ № 184 от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», вступившим в силу с 01.06.2003 г.