История 1897 год. Кайзеровская Германия. Завод BMW еще не начали строить. Карл Цейс выпустил легендарную серию стекол и выпуклых линз под названием Planar, широко использующихся в фотографии. Готлиб Даймлер усовершенствовал свой моторный экипаж и двигатель внутреннего сгорания, а Карл Бенц пока является ему конкурентом. Звезды «Мерседес-Бенц» еще не существует. А в маленьком городке Версен, что находится в провинции Западная Вестфалия, в 30 км от Дюссельдорфа, молодой человек, приехавший из Нидерландов — Вильгель Пфаль — занимает денег у отца и открывает плавильную мастерскую по отливу изделий из чугуна. Заказы на изделия он собирает по всей провинции, клиентов не особенно много и поэтому дела идут средне. Вскоре после одного случая о мастерской заговорили все производители ткацкого оборудования. Завод по производству прядильных станков искал для себя поставщика чугунных корпусов, но как назло никому не удавалось изготовить деталь максимально точно и в указанный срок. И поставщики обратились к Вильгельму. Первый пробный корпус для прядильного станка отлили уже через месяц, при этом образец долго рассчитывали, стараясь в точности выдержать форму. Чертеж детали Вильгельм делал сам, благо был талантливым инженером и способность к точным наукам и технике получил от отца, который в свое время работал инженером на литейном заводе. Несколько заготовок испортили, но в итоге коллектив добился ожидаемого результата. Первый корпус для прядильной машины был отлит. Точность изготовления была феноменальной, все размеры выдержаны идеально. Сразу был подписан контракт на 1000 изделий в год с учетом последующей модернизации. Это был первый этап в развитии производства и первый шаг в большую жизнь промышленности. Дальше — больше… Первый радиатор Через год поступил заказ на весьма необычное изделие. Заказчик хотел, чтобы ему отлили чугунный радиатор. Казалось бы, что здесь необычного. Завод, а теперь это был завод, отливает изделия из чугуна, одним больше, одним меньше. Однако при заказе было несколько требований. Первое — это необычная форма прибора, второе — соблюдение всех указанных размеров, третье — дизайн прибора, и наконец, четвертое — завод должен иметь громкое имя и свое уникальное название. Все эти факторы для того времени были в диковинку, так как все приборы имели стандартный вид и стандартную форму, а заводы называли посемейному, добавляя к фамилии названия того, что производили. После выпуска первой партии о заводе заговорили как о серьезном игроке на рынке производства чугунных радиаторов отопления. Решение о названии возникло само собой. Хорошая теплоотдача прибора и его конструкторские особенности обеспечивали быстрый (понемецки — rapid) нагрев. Отсюда завод и марка получили свое имя — Rapido. Первый котел Вильгельму была интересна эта тема, так как рынок радиаторов и котлостроения Германии переживал настоящий бум. Поэтому было решено перепрофилировать часть производства на изготовление отопительной техники. Модернизация коснулась всего. Была поставлена новая плавильная печь, несколько новых металлообрабатывающих станков, набран штат людей и дело пошло. Так продолжалось несколько лет. Параллельно с производством штат конструкторов, в который входило всего три человека, включая Вильгельма, разрабатывал полноценный водогрейный котел, работающий на твердом топливе, или, если быть точнее, то на дровах и угле. Первые разработки были неудачными. То чугун от нагрева трескался, то дрова из-за недостатка воздуха плохо горели, то весь дым шел в помещение. Спустя некоторое время, в 1910 г., наконец, добившись непревзойденного качества чугуна, его «мягкости и эластичности», просчитав все нагрузки и сопротивления, из завода вышел первый красавец — котел, на котором стоял лейбл Rapido. Уже в то время этот котел имел автоматику регулирования нагрева, которая включала в себя механический термостат и пружину, изменяющую положение открытия воздушной заслонкой; высокоэффективную камеру сгорания, что позволяло получить КПД до 90 % (на дровах!). Все эти факторы позволили Rapido стать одним из лидеров продаж на немецком и европейском рынках. Котлы Rapido получили сертификат, который выдается лучшим продуктам Германии, а Вильгельм Пфаль удостоился награды за применение инновационных разработок в области котлостроения. Компания Rapido стала одной из ярких звезд того времени в области котлостроения. Время шло, технологии не стояли на месте, а рынок диктовал свои условия. К началу века Rapido уже выпускали целый ряд котлов, способных за короткое время быстро и качественно производить тепловую энергию. Но все были технологии прошлого. В 1931 г. началась очередная крупная модернизация завода, которая коснулась в первую очередь проектных отделов и оборудования по обработке чугуна. Полностью перепрофилировать завод не было необходимости. В середине 1932 г. начались принципиально новые разработки камер сгорания котлов. Основной упор делался на высокий КПД и возможность чугуна сдерживать высокие нагрузки при быстром нагреве. Большинство котлов того времени имели высокие требования к системе отопления в целом, так как характеристики чугуна не позволяли работать при большой разнице между подающей линией и обратной. К концу года был разработан принципиально новый котел с камерой сгорания оригинальной конструкции, выполненный из чугуна с уникальными свойствами. Сплав имел свой рецепт, который не мог воспроизвести ни один из конкурентов, вследствие чего чугун при высоких нагрузках становился «эластичным», расширения были в пределах допустимых норм. Возможности котла для того времени были просто фантастическими! Он мог работать при большой разнице подачи и «обратки», проводил нагрев системы в 250–300 л/чи при этом имел усовершенствованную систему регулирования температуры. Лучшего предложить не мог никто. Послевоенный кризис заставил всех производителей в Германии пересмотреть свои взгляды на Рынок Европы. Нужно было двигаться вперед.В конце сороковых годов стали проводиться разработки новой модели камеры сгорания. Наработки по предыдущей серии были, поэтому начинать приходилось не с нуля. К концу 1949 г. широкой публике был представлен новый котел с новой камерой сгорания. Отличало этот котел от остальных то, что КПД превышал 94 % и котел не испытывал практически никаких нагрузок на теплообменник, даже при резких и частых перепадах температуры теплоносителя. Более того, он получил пульт управления и автоматику, которая позволяла управлять системой отопления не только при помощи термостатов, но и при помощи выносных электрических блоков. Модели работали на всех видах топлива: газ, дизель, дрова, торф. Это был очередной успех, и в 1950 г. серия была запущена в производство, а оригинальная камера сгорания получила патент от Всемирного патентного бюро за инновацию в разработках теплообменников и котлов в целом. Rapido сегодня Сегодня выпускается широкая гамма котловой техники. И вся эта техника имеет свою «изюминку». Хороший пример тому — котлы серий F и GA. Котлы серии F Котлы серии F имеют рассекательные ребра по всей поверхности камеры сгорания. Так как верхняя и нижняя часть котлового блока наполнена теплоносителем, то есть необходимость в равномерном нагревании всей поверхности топки. Как известно, при работе наддувной горелки, мы можем наблюдать некоторую неоднородность и колебание факела. Эти факторы могут быть вызваны несколькими причинами. Перечислим основные. Первая — пульсация столба дымовых газов в дымоходе. Обычно встречается при неправильном расчете и монтаже дымовой трубы. Уходящие газы не могут полностью покинуть дымовой тракт, и в трубе создается повышенное сопротивление. При этом факел горелки начинает сильно колебаться, а в некоторых случаях приводит к аварийной остановке оборудования. Вторая — это отрыв факела. Возникает в случае избытка воздуха или повышенной тяги. Когда факел горелки находится на грани отрыва, он имеет неправильную форму — наиболее горячая зона немного «задрана» кверху. Вот здесь и таится самая большая неприятность для традиционных котлов. При такой работе происходит неравномерное нагревание теплообменных зон камеры сгорания. Создаются очаги, подобные пятнам: куда тянет пламя — там и греет. Поскольку чугун — материал хрупкий, в процессе эксплуатации возникают нагрузки на теплообменник гораздо выше расчетных. В Rapido этот фактор исключен за счет рассекательных ребер и благодаря точным расчетам глубины и диаметра топки. Как бы ни колебался факел, каким бы высоким не было сопротивление дымохода, тепловой поток распределяется ровно по всей теплообменной поверхности. Мало того, для общей стабилизации процесса горения в переднюю дверцу котла установлена рециркуляционная труба, которая выполняет двойную функцию. Первая — это направление пламени в строго заданную зону. И вторая — это инжекционный забор разогретых газов и подача их в наиболее холодные зоны факела для стабилизации процесса горения и улучшения его качества. Поэтому с котлами Rapido мы получаем очень низкие выбросы СО2 и NOX. Котлы серии GA Атмосферные котлы серии GA также имеют ряд достоинств, которые полностью являются заслугой инженерного коллектива Rapido. Основным преимуществом является интересная конструкция верхней части теплообменника. Проходные каналы дымовых газов имеют конусное сечение со строго выдержанным углом. И внутри этих каналов находятся рассекательные ребра, расположенные в определенной последовательности и с определенным наклоном. Вследствие этого достигнут эффект максимального использования тепловой энергии дымовых газов (КПД более 94 %). Также внутренняя часть камеры сгорания является полностью герметичной, что позволяет избегать, в случае плохой тяги, попадания открытого пламени в помещение котельной или того места, где установлен котел. Если рассмотреть конструктивные составляющие горелки, то нужно отметить несколько полезных факторов в отдельных элементах этого устройства. Первое — это сам состав горелочной трубы. Внешняя труба горелки выполнена из нержавеющей стали. Пламенные отверстия расположены под специальным углом, с максимальным раскрытием. Сделано это для того, чтобы избежать образования непрогретых «холодных зон» и увеличить площадь нагрева камеры сгорания. Внутренняя труба горелки изготовлена из порошковой высокотемпературной стали. Применение столь необычного материала вызвано необходимостью избежать разрушения устройства при критических нагрузках, в момент долгосрочной безостановочной работы котла. Случается, что при понижении давления газа котел не может выйти на заданную температуру и продолжает безостановочно эксплуатироваться в течении нескольких дней. Из-за этого происходит перегрев горелочного устройства и, в итоге, его разрушение. Подобные факторы могут привести к самым тяжелым последствиям для ко тельного агрегата. Самые распространенные — это хлопки и сильная детонация в момент запуска. Второе — расположение запальных групп на каждой из ступеней горелки. При использовании одной запальной группы на достаточно мощном котле мы можем часто сталкиваться с хлопками во время розжига второй ступени. Это обусловлено такими факторами, как падение давления газа, наличие плохой тяги, отсутствие приточно-вытяжной вентиляции и т.д. При использовании запальных групп на каждой ступени, удается избежать шумного запуска, так как не происходит неконтролируемого открытия второй ступени (только по команде термостатов или автоматики), а происходит сначала розжиг запальника и его контроль ионизационным электродом, потом — полноценный запуск второй ступени (открытие газовых клапанов) и снова контроль ионизационного электрода. Также на каждом запальнике расположен маленький фильтр — грязевичок, который предотвращает попадание посторонних частиц в форсунку устройства, что часто встречается при монтаже и эксплуатации котла в строящемся или ремонтируемом помещении. Тем самым мы избегаем погасания запальной группы в самый неподходящий момент. Сегодня Rapido является одним из ведущих производителей котельного оборудования европейского рынка. И первые шаги в России уже сделаны. Продукция получает исключительно положительные отзывы от потребителей и эксплуатирующих организаций.
Rapido — три века традиций
1897 год. Кайзеровская Германия. Завод BMW еще не начали строить. Карл Цейс выпустил легендарную серию стекол и выпуклых линз под названием PLANAR, что широко используется в фотографии. Готлиб Даймлер усовершенствовал свой моторный экипаж и двигатель внутреннего сгорания, а Карл Бенц пока является ему конкурентом. Звезды «Мерседес-Бенц» еще не сущевствует. А в маленьком городке Версен, что находится в провинции Западная Вестфалия, в 30 км от Дюссельдорфа, молодой человек, приехавший из Нидерландов, Вильгель Пфаль, занимает денег у отца и открывает плавильную мастерскую по отливу изделий из чугуна…