В 2003 г. продажи сплит-систем на новых озонобезопасных хладагентах не превысили 2% от общего объема продаж. По Daikin доля кондиционеров на R-407C и R-410А составляет около 12% от общего объема продаж, а у Panasonic — порядка 6%. По оборудованию класса VRF на R-407C было поставлено порядка 10% от общего объема продаж. И это притом, что все ведущие поставщики готовы поставлять кондиционеры как на R-22, так и на HCF хладагентах. Однако компании, занимающиеся розничной продажей оборудования, пока не спешат менять свои привычки. Почему? В отличие от традиционных хладагентов, R-407C и R-410А являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так, в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй — исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента. Эта смесь не является изотропной, а потому при любых утечках хладагента, его фракции улетучиваются неравномерно и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить; остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C. К тому же его «экологичность» на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в странах СНГ или Азии с этим никто не станет связываться. Его просто стравят в ближайшей подворотне. И хотя для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных «парниковых газов». Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%), является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком — оно моментально поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и контакта с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами. Все это существенно усложняет монтаж. В частности, для вакуумирования нужен двухступенчатый насос, способный обеспечить высокое разряжение, и соответствующий манометр. При пайке трубопроводов они должны быть заполнены инертным или химически неактивным газом с низким содержанием влаги, например, азотом, а дозаправка хладагента может производиться исключительно в жидкой фазе. К тому же само климатическое оборудование на R-410A при той же производительности обходится существенно дороже. Причина в более высоком рабочем давлении. Так, при температуре конденсации +43°С у R-22 оно составляет около 16 атм, а у R-410A — порядка 26 атм. По этой причине все узлы и детали холодильного контура, заправленного R-410A, включая компрессор, должны быть более прочными. Это увеличивает расход меди и делает всю систему более дорогой. И, наконец, сами озонобезопасные хладагенты стоят в несколько раз дороже традиционных. Немногим дешевле R407C, на который активно переводится полупромышленная гамма оборудования. Поскольку при любой утечке фреон надо сливать, реальные расходы на него вырастут в 6 раз. Следует учесть и тот факт, что с ростом рабочего давления количество утечек неизбежно увеличится, поскольку прочность паяных соединений остается прежней. Именно по этим причинам региональные компании не торопятся переходить на озонобезопасные хладагенты. При возможности выбирать между R-410A и R-22 региональные компании в 90% случаев будут работать с кондиционерами на более привычном и более дешевом фреоне. Однако рано или поздно переход неизбежен. Причин для этого сразу несколько. Во-первых, практически все новые модели ведущих мировых производителей разрабатываются только на озонобезопасных фреонах. Это значит, что через 2–3 года между техникой на HCF и R-22 неизбежно возникнет ощутимый технологический разрыв, а продавать устаревшую технику всегда непросто. Во-вторых, уже в 2004 г. все европейские склады будут заполняться оборудованием на новых хладагентах. Поскольку R-22 будет завозиться только под страны СНГ и Турцию, в случае нехватки техники дистрибьюторы из этих государств будут вынуждены добирать оборудование на HCF, поскольку оперативно доставить товар откуда-нибудь из Китая нереально. Таким образом, перед дилерами встанет выбор: либо работать с R-410A, либо остаться без техники и заказчиков. Причем с каждым годом дистрибьюторы будут по собственной инициативе снижать долю техники на R-22, т.к. в случае холодного лета и невозможности выполнить план ее нельзя отдать на европейские стоки. В-третьих, заводы, поставляющие на украинский рынок полупромышленные кондиционеры Daikin, ME, Hitachi и Toshiba, находятся в Европе. Потому по этим брендам уже в 2004 г. значительная часть «пэкаджей» будет поставляться на R-410A и R-407C. Учитывая долю первых двух марок на рынке PAC, можно утверждать, что практически любая фирма будет вынуждена иметь у себя необходимый для работы с HCF инструмент. При этом стоит учесть, что основные потребители «пэкаджей» — крупные корпоративные клиенты, наиболее интересные и платежеспособные заказчики. В-четвертых, даже если компания не собирается продавать кондиционеры на новых хладагентах, рано или поздно она столкнется с необходимостью обслуживать оборудование на HCF, установленное коллегами у появившегося на горизонте перспективного заказчика. Потерять крупного клиента, готового подписать договор на сервисное обслуживание, по этой причине мало кто захочет. Резюмировать все вышеприведенные соображения можно пословицей: «готовь сани летом, а телегу — зимой». Так или иначе, но готовиться к работе с HCF хладагентами нужно сейчас, иначе уже в сезоне 2004 г. можно столкнуться с некоторыми из вышеописанных проблем.
Новые фреоны — новые проблемы?
Опубликовано в журнале СОК №4 | 2004
Rubric:
С 2004 г. Европа полностью переходит на новые озонобезопасные хладагенты. ‚ наступающем сезоне европейские продавцы смогут реализовать остатки техники на R-22, завезенной в 2003 г., но не более того. Продажа моделей «cool only» с озоноразрушающими фреонами была прекращена годом ранее. Перешла на новые хладагенты и Япония. Как это отразится на рынке кондиционеров?