Специалистов фирмы Profactor Armaturen GmbH заинтересовала история появления и развития в царской России арматурной отрасли. И здесь не обошлось без немцев! В ходе изучения архивных документов, трудов немецких и российских историков и инженеров, исторических обзоров и статей, опубликованных в научных изданиях, на специализированных и новостных ресурсах, выяснились интересные подробности, которые свидетельствуют о резком взлёте арматуростроения в Российской империи на рубеже XIX-XX веков и затянувшемся кризисе отрасли в послереволюционные годы.

От Гроша до Лангензипена

Большое внимание Рихарду Лангензипену и его жизни в России уделил Валентин Дмитриевич Привалов — петербургский писатель, историк, краевед. Он является автором множества статей о Санкт-Петербурге и серии книг: «Каменноостровский проспект», «Улицы Петроградской стороны. Дома и люди», «Большой проспект Петроградской стороны» и других.

За долгие годы работы с архивными документами В. Д. Привалов собрал уникальные материалы о 40 тыс. известных петербуржцах, в числе которых оказался и Рихард Лангензипен. О нём подробно рассказывается в книге «Каменноостровский проспект». Своё повествование автор начинает с интересного исторического события: «28 ноября 1878 года Саксонскому подданному Рудольфу Грошу было выдано Свидетельство на производство работ в токарной мастерской третьего участка при механическом заводе в доме номер 11 по Каменоостровскому проспекту, где впоследствии начался выпуск первых образцов трубопроводной арматуры».

Вместе с тем, на архитектурном сайте Санкт-Петербурга Citywalls.ru отмечено: «Согласно купеческим книгам того времени, до 1875 года Рудольф Карлович Грош значился со своим домом и Механическим заведением по адресу: Малая Садовая, д. 6. В 1875 году Р. Грош перебрался в свой новый дом на Каменноостровском пр., д. 9. В том же году он открыл в стороне от Каменноостровского проспекта небольшой механический завод с литейной мастерской (литейно-механический), где трудились всего 120 рабочих. В цехах изготавливали пожарные трубы и арматуру для котлов. Завод занимал участок прямоугольной формы. Здесь Рудольф Грош жил и работал до 1887 года».

В 1877 году в заводском дворе по проекту архитектора Николая Всеволодовича Дмитриева возведены производственные здания. В 1878-м их перестроили по проекту техника городской управы Фёдора Карловича фон Привица.

В 1886 году архитектор А. А. Ашемур возвёл выходящее на проспект здание заводской конторы. Четырёхгранная деревянная башенка со стороны проспекта увенчана флюгером, на нём дата — «1896». Очевидно, это дата перестройки здания. Сохранившийся до наших дней административный корпус завода Лангензипена был одно время жилым домом. Это здание сохранилось без изменений и расположено по современному адресу: Каменноостровский пр., д. 11.


Здание № 11 по Каменностровскому проспекту (Санкт-Петербург) в 1934 году (слева) и в наши дни. Построено в 1886 году. Здесь располагалась заводская контора «механического заведения» Р. К. Гроша, а затем (с августа 1887 года) и предприятия Рихарда Людвиговича Лангензипена

В своей книге «Каменноостровский проспект» В. Д. Привалов отмечает, что 31 августа 1887 года начинается новая веха в истории предприятия Гроша. Его покупает товарищество «Лангензипен и Ко», учреждённое в 1878 году прусским подданным, петербургским купцом 2-й гильдии, коммерции советником Рихардом Лангензипеном и петербургским купцом 2-й гильдии Оскаром Васильевичем Митенсом. Уставный капитал фирмы составил 30 тыс. рублей.


Рекламный плакат 1900 года предприятия Rich. Langensiepen. Maschinenfabrik Metall- und Eisengiesserei в Магдебурге, с указанием дочернего предприятия Langensiepen & Co. в Петербурге

Именно Рихард Лангензипен считается основателем производства трубопроводной арматуры в России. В приобретённых у Гроша зданиях он основал чугунно-меднолитейный, арматурный и машиностроительный заводы. Так, в 1887 году на заводском дворе по проекту академика архитектуры Густава Мартыновича Барча

было сооружено ещё одно производственное здание, впоследствии расширенное. К 1895 году на заводской территории были построены дополнительные каменные сооружения для цехов, кузниц, складов, заводоуправления. Новый хозяин существенно расширил номенклатуру выпускаемых изделий, подтянув их к ассортименту немецких предприятий в Магдебурге. Кроме арматуры для трубопроводов, товарищество «Лангензипен и Ко» стало выпускать керосиновые двигатели, газовые краны, пожарные трубы. В результате санкт-петербургский филиал стал быстро расти. В 1895 году на питерских заводах трудились 650 рабочих, а к 1900-м годам их количество увеличилось до 800 человек.

В историческом обзоре «Квартальный надзиратель — Господин коммерции советник», опубликованном в электронном журнале «СПб. СОБАКА. RU» №61 за 2008 год, приводится интересный факт: Рихард Лангензипен предпочитал жить дома, в Германии, а его питерскими предприятиями и делами занимался родной брат Альфред. В 1904 году в интересах бизнеса Альфред Людвигович принял российское подданство и получил звание почётного гражданина Санкт-Петербурга.

«В 1907 году Рихард Лангезипен получил от Николая II титул имперского коммерческого советника и пользовался в России большим авторитетом», — отмечает кандидат технических наук Олег Николаевич Шпаков.


Рихард Людвигович Лангензипен родился в 1847 году в городе Билефельде (Германия)

Перенос производства арматуры из Магдебурга в Санкт-Петербург

В своём исследовании аналитики компании Profactor Armaturen GmbH также уделили внимание трудам технического эксперта Научно-промышленной Ассоциации арматуростроителей (НПАА), инженера-механика, к.т.н. О. Н. Шпакова — автора множества статей, монографий и книг в области истории арматуростроения. В одной из них — «Трубопроводная арматура в истории науки и техники» — автор в главе 5 «Из истории некоторых арматурных фирм» пишет: «На рекламном плакате 1900 года показано основное расположение завода в Магдебурге и указано дочернее предприятие Langensiepen & Co. в Санкт-Петербурге, купленное 31 августа 1887 года у Рудольфа Гроша. В 1904 году на немецком заводе случился пожар, в связи с чем последовал перенос основного производства в Санкт-Петербург».

О. Н. Шпаков обратил внимание, что Рихард Лангензипен и Оскар Митенс, владельцы «Лангензипен и Ко» в Санкт-Петербурге, стремились расширить географию поставок и основали, помимо своего завода, Торговый дом «Лангензипен и Ко».

«Производимыми и реализуемыми заводом и торговым домом изделиями были насосы, впрыскиватели в паровые цилиндры, трубопроводная арматура, ветряные и бензиновые моторы, станки, паровые машины, паровые насосы и др. Акционерное общество открыло филиалы в Москве, Нижнем Новгороде, склады в Варшаве, Киеве, Лодзи, Одессе, Владивостоке», — констатирует автор.

Продукция предприятия в короткий срок стала известной в царской России и за рубежом, ассортимент немецких товаров постоянно расширялся.


Разворот каталога «Арматура: Лангензипенъ и Ко, С.-Петербургъ» Центральное Депо Товарищества. Принадлежности водопроводов. Паровые пожарные трубы

Завод Лангензипена интенсивно развивался и перестраивался. О. Н. Шпаков пишет по этому поводу: «В Санкт-Петербурге стали выпускать в большом ассортименте трубопроводную, котельную, пожарную арматуру, насосы, медные трубы, пожарные краны, манометры. Со временем освоили изготовление электрического и телефонного оборудования. Компания занималась не только производством и продажей насосов и арматуры различных видов, в том числе доставляемой из Магдебурга, но также поставками оборудования для российской армии».


Рекламные листовки немецкого и российского предприятий Рихарда Лангензипена

Многие источники подтверждают выводы Олега Николаевича и отмечают, что продукция товарищества «Лангензипен и Ко» была популярной на российском рынке и пользовалась повышенным спросом, так как немецкие инженеры и менеджеры уделяли повышенное внимание не только качеству изделий, но и их внешнему виду. Товары питерских заводов Лангензипена участвовали во всех отраслевых выставках и конкурсах в России и за рубежом, завоёвывая золотые медали и восторженные отзывы потребителей.

В период русско-японской войны товариществу «Лангензипен и Ко» поступали заказы от военных ведомств. Например, краны-гидранты с гайками «Шторца» диаметром 1,75″, приборы «Клингер», манометры на 200 атм с кранами 5″ и 6″ устанавливались на подводных лодках типа «Морж», линкорах «Севастополь», «Петропавловск» и броненосце «Цесаревич».


Обложка каталога «Арматура. Акционерное общество Лангензипенъ и Ко» № 71

Флагман российского арматурного рынка

Согласно сведениям, приведённым в обзоре «Квартальный надзиратель — Господин коммерции советник», в 1911 году Рихард Лангензипен реорганизовал своё предприятие. На его основе было создано акционерное общество «Лангензипен и Ко» с основным капиталом в два миллиона рублей. Устав общества в ноябре 1911 года утвердил император Николай II.

Из двух тысяч акций, выпущенных предприятием «Лангензипен и Ко», 1968 ценных бумаг приобрёл непосредственно г-н Лангензипен. По десять акций получили его сын и дочь, а две были переданы брату Альфреду. Оставшиеся десять акций достались компаньонам.

В 1912 году капитал акционерного общества увеличился вдвое, его отделения были открыты в Москве, Риге, Киеве, Харькове, Варшаве, а представительства «Лангензипен и Ко» действовали в 14 городах Российской империи.

Значительно расширялось предприятие и в Санкт-Петербурге. В апреле 1912 года АО «Лангензипен и Ко» приобрело несколько корпусов завода Тильманса в Школьном пер., д. 5 (ныне ул. Трефолева, д. 2а), в них перешла большая часть литейного производства, а на Петроградской стороне остались механические мастерские, часть чугунолитейного производства и склады готовой продукции.

После начала Первой мировой войны распоряжением царского правительства из состава правления АО «Лангензипен и Ко» были выведены все подданные Германии — вражеской стороны. Рихард Лангензипен формально оставил пост председателя правления, но при этом огромную прибыль от производства оружия ещё более года исправно отправляли из России в Германию, где он жил.

Лишь в конце 1915 года Рихард Лангензипен продал свои акции (почти на три миллиона рублей) и роскошный дом в Санкт-Петербурге. Корпорацию передали правительственному инспектору, назначенному министром финансов, и переименовали в «Акционерное общество механических заводов для производства арматуры, машин и предметов снабжения армии и флота». По другой версии, акциями предприятия завладели несколько крупных российских банков, а также частные лица, в их числе князь Кудашев и барон Врангель.

Первая мировая война значительно увеличила доходы корпорации. Перед большевистской революцией её капитал составлял 10 млн царских рублей. В июне 1918 года, согласно декрету Совета народных комиссаров, все производственные предприятия и их имущество были национализированы, работа заводов практически остановилась. В 1922 году бывшее АО «Лангензипен и Ко» было переименовано в Государственный петроградский арматурный завод «Знамя труда», но это уже другая история.

Примечательно, что через 30 лет, в 1950-е годы, предприятие «Знамя труда» выпустило первые образцы арматуры для АЭС и легендарного ледокола «Ленин». В 1960-е годы на заводе внедряется новое направление в арматуростроении — космическое. Для нужд советской космонавтики изготавливаются блоки и элементы автоматики для межпланетных станций «Венера», «Фобос», космических орбитальных станций «Салют» и «Мир».


Фасад современного бизнес-центра «Лангензипен» в городе Санкт-Петербурге

К началу XXI века завод «Знамя труда» превратился в полуразрушенный памятник краснокирпичной заводской архитектуры XIX века. В 2006 году на Каменноостровском проспекте, д. 9, появилось новое здание бизнес-центра «Лангензипен», оригинальный фасад которого обошёлся заказчикам в два миллиона евро. Об этом сообщил 28 марта 2007 года информационный ресурс BN. RU. Таким образом новые хозяева решили вспомнить и отдать должное славному русско-германскому наследию, незаслуженно вычеркнутому из истории России в советские годы.