Сыры в большинстве развитых стран давно являются основой ежедневного рациона населения. Среди прочих молочных продуктов различные виды сыра занимают третье место по потреблению, причем в таких странах, как Швейцария, Италия, Греция, Германия, и ряде других оно достигает 20 кг в год на человека (при рекомендуемой рациональной норме в 6,1 кг). К сожалению, в России этот показатель едва превышает половину от норматива — всего 3,07 кг, а физиологическая норма удовлетворяется лишь на 86,7 %.
Причиной этому не только и не столько дороговизна качественных сыров, но недостаточность внутреннего производства, ограниченная возможностями устаревших и изношенных производственных линий, многие из которых работают еще с советских времен. По данным отраслевой программы «Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011–2013 годы», принятой в октябре прошлого года, износ основных производственных фондов превышает 60 %, степень автоматизации не достигает 50 %, причем большинство предприятий не соответствуют современным нормам по экологичности и энергоэффективности [1].
Очевидно, что для изменения сложившейся ситуации требуются время и ресурсы. Благо, новая программа предусматривает целый ряд мер, как фискального, так и коммерческого толка, которые призваны обеспечить в ближайшие два года прирост объемов производства сливочного масла и сыра из собственных сырьевых ресурсов на 14 и 19,7 % к уровню 2009 г., соответственно. В череде этих мероприятий, наряду с гибкой таможенной и налоговой политикой, лучше — планируется материально-техническое обновление предприятий отрасли, строительство новых и реконструкция старых заводов, на что выделяются средства из бюджета.
Кроме того, упор делается на модернизацию производств, которая как значительно уменьшит ресурсопотребление, так и существенно снизит экологическую нагрузку. Необходимо заметить, что ряд предприятий (лидеров отрасли), осознавая необходимость интенсификации производства и перевода его на международные стандарты, активно проводит собственные программы модернизации, ориентируясь на применение современных методов и оборудования.
Такого рода реконструкцию в 2009 г. завершил хорошо известный потребителям молочный завод «Гиагинский». Предприятие, одно из старейших в России (оно основано в 1949 г.), изначально создавалось для первичной переработки местного молока, выпуская, в основном, сливочное масло. Однако с 1998 г. завод переориентировался на выпуск широкого ассортимента мягких и полутвердых сыров. Несмотря на сложную экономическую обстановку в стране в это время, продукция предприятия быстро стала популярной и востребованной потребителем.
На данный момент ОАО «Молочный завод «Гиагинский» является одним из крупнейших в отрасли, производя 12 видов мягких и полутвердых сыров (более 3200 т ежегодно), а также несколько сортов масла, спредов и сухой молочной сыворотки. Столь успешное развитие предприятия стало возможно благодаря активному внедрению новых технологий и оборудования.
Так, увеличение срока годности сыров на треть (от 60 до 80 суток) осуществилось благодаря новым способам упаковки «Дарфреш», которые предложила немецкая компания Cryovac. До этого подобная система упаковки для мягких сыров в России не применялась нигде. Предприятие имеет сертификат соответствия по системе ISO 9001. Он свидетельствует, что вся продукция завода соответствует международным критериям качества.
Во многом это стало возможным благодаря широкому использованию специализированного высокоэффективного насосного оборудования в гигиеническом исполнении. На технологических линиях сыроваренного производства на Гиагинском заводе установлены центробежные одноступенчатые насосы Hilge серии F&B Hygia компании Grundfos (Дания), мирового лидера в производстве насосного оборудования. Причина выбора именно этих агрегатов — низкий уровень шума и их высокая надежность.
«Насосы удивительно малошумны, имеют высокие показатели надежности и качества, — говорит главный механик завода Сергей Доронин. — Поэтому оптимальны для наших технологических задач». В новом цеху, который производит адыгейский сыр, насосы F&B Hygia, производительностью 10 м3 каждый, стоят на производственной линии, перекачивая горячее (до 95 °C) молоко.
Особенностью агрегатов является то, что все детали, вступающие в контакт с перекачиваемой средой, соответствуют международным стандартам для насосов гигиенического исполнения, а агрегат в целом пригоден как для CIP, так и для SIP-мойки. Насосы этой серии соответствуют требованиям к конструкции и конструкционным материалам, а также к качеству обработки поверхности, которые содержатся в различных национальных и международных нормах и правилах.
Среди них — санитарные нормы 3A, рекомендации EHEDG (European Hygienic Equipment Design Group) и QHD (Qualifi ed Hygienic Design), а также российские гигиенические нормативы. Кроме того, на прочих технологических участках работает и другое высокотехнологичное насосное оборудование. Так, в холодильной установке кристаллизации сухой сыворотки для перекачивания ледяной воды используется многоступенчатый вертикальный центробежный насос Grundfos серии CR.
«Это ключевой узел установки, — говорит Сергей Доронин. — Если циркуляция прервется, встанет вся система, нарушится технологический цикл. Поэтому главным условием при выборе насоса явилась его надежность. За время работы нареканий у нас не возникло, оборудование работает штатно». Насосы этой модели, но снабженные встроенными частотными преобразователями, обеспечивают подачу горячей воды для технологических нужд всех цехов Гиагинского завода.
Кроме того, высоконапорный многоступенчатый вертикальный насос Grundfos серии CM обеспечивает моечную установку, подавая воду на 14-метровую высоту сушильной башни. Благодаря тому, что ОАО «Молочный завод «Гиагинский» применяет передовые технологии и рецептуры, его продукция удостоена множества наград. На 10-й Юбилейной российской агропромышленной выставке «Золотая осень» в 2008 г. награждены золотой медалью сыр «Адыгейский» (45 % жирности), сыр «Охотничий копченый» (40 % жирности), сыр «Чечил» (40 % жирности); в 2009 г. на I-м Международном салоне сыра, проходившем в городе Москве, завод получил высшую награду «За высокое качество сыров» за сыры «Косичка», «Спагетти», «Чечил», «Охотничий», «Адыгейский».
Другим примером успешной модернизации может служить московский завод ОАО «Карат» — крупнейшей в России компании по выпуску плавленых, твердых, свежих сыров, сыра домашнего и других видов молочной продукции. Как и Гиагинский завод, «Карат» имеет Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001– 2001 (ISO 9001:2000), кроме того, продукция предприятия получила международный сертификат качества, разрешающий свободную продажу в странах Европейского Союза.
Здесь современное насосное оборудование установлено не только в технологических линиях, но и в сетях жизнеобеспечения предприятия. Энергоэффективные агрегаты, в т.ч. с частотной регулировкой двигателя, позволяющей насосам самостоятельно адаптироваться к изменяющимся гидравлическим условиям, стоят в системе отопления завода, как на подпитке, так и на циркуляции. Его использование, благодаря высокой надежности, позволяет снизить эксплуатационные издержки, а значит, повысить конкурентоспособность продукции.
«На системе теплоснабжения всего предприятия установлены многоступенчатые центробежные вертикальные насосы “Грундфос” серии CR и CRE со встроенной частотной регулировкой, — говорит Андрей Новиков, главный механик завода “Карат”. — Оборудование используется уже более пяти лет, и, образно говоря, мы не знаем, что у них внутри, насосы работают без сбоев».
Развитие сыроделия в России на базе современных технологий и оборудования, на что нацелена государственная отраслевая программа, не только обеспечит страну достаточным количеством качественных сыров, но и будет стимулировать рост молочного скотоводства и сельского хозяйства в целом. А это положительно отразится и на состоянии российской экономики в целом.