Даже учитывая тот факт, что большинство «дочек» зарубежных компаний при этом выполняют обязательства по ранее заключённым контрактам, парк насосного оборудования нуждается в постоянном обновлении и расширении, а запасные части для ремонта и обслуживания насосов требуются и по истечении гарантийных сроков. Однако формировавшиеся десятилетиями цепочки поставок оборудования и схемы сервисной поддержки в одночасье оказались разрушены, поэтому альтернативные варианты приходится искать «на ходу».

Структура и проблематика российского рынка насосного оборудования

Несмотря на многочисленные декларации об импортозамещении, российский рынок насосного оборудования был и остаётся импортоориентированным. Хотя основные зарубежные производители имели и имеют в России собственные предприятия, и локализация некоторых из них превышает 30%, производства эти главным образом сборочные. Если же говорить о том, какая часть работающего в стране насосного «железа» действительно произведена внутри страны, а какая ввезена из-за рубежа, то, по мнению некоторых специалистов, в 2020 году объём импорта превышал внутреннее производство более чем в 160 раз. При этом более 60% этого импорта приходилось на долю поставок из стран, присоединившихся к санкциям.

«В принципе, возможность различными путями завозить это оборудование есть и сейчас, во всяком случае, наиболее ходовые номенклатурные позиции. Однако стоимость его по факту получения на месте будет в пять-семь раз выше, сроки поставок могут достигать 30 недель и более, а о сервисной поддержке и гарантийном обслуживании придётся вообще забыть.

Очевидно, что это не та модель, которая подходит предприятиям, особенно предприятиям водоснабжения, многие из которых являются концессионными и работают без прибыли», — комментирует Дмитрий Коньшин, руководитель отдела технического маркетинга компании «СИЭНПИ РУС», ведущего китайского производителя насосного оборудования.

Как не купить кота в мешке

Именно расширенные форматы сервисной поддержки с большим набором разнообразных опций вкупе с возможностью подбора оптимального решения для любой задачи были одним из основных факторов выбора европейского оборудования. Несмотря на то, что его отпускная стоимость зачастую намного превышала цены китайских, белорусских и российских заводов, производители обеспечивали бесперебойную работу своих решений. Кроме того, здесь работала хорошо знакомая каждому инженеру схема формирования стоимости жизненного цикла (Life Cycle Cost, LCC) оборудования.

«Производители, пришедшие сегодня в Россию на смену европейским и американским поставщикам насосного оборудования, далеко не всегда способны обеспечить надлежащий уровень сервисной поддержки и оперативно реагировать на заявки клиентов. Поэтому, подбирая замену ушедшим из России брендам, предприятия зачастую покупают кота в мешке: они не знают, как поведёт себя новое оборудование в процессе эксплуатации, и насколько оперативно поставщик сможет устранить проблему в случае её возникновения», — говорит Дмитрий Коньшин.

К примеру, по словам эксперта, именно на развитие широкой сети сервисной поддержки делают ставку в российском подразделении CNP. На сегодняшний день в России, Беларуси и Казахстане уже работают 127 сервисных центров и более 700 компаний-партнёров, количество которых продолжает расти. Кроме того, для клиентов работают горячая линия и онлайн-сервис технической поддержки.

На российском сайте компании доступны онлайни офлайн-программы подбора оборудования для различных задач и условий эксплуатации, а также разнообразные калькуляторы для расчёта параметров насосного оборудования, CAD-библиотеки и справочники.

«У многих предприятий часто бывают нетривиальные задачи, поэтому, помимо поставок оборудования каталожных позиций, мы осуществляем разработку нестандартных технических решений по запросам заказчиков», — добавляет Дмитрий Коньшин.

Полный набор решений от одного поставщика

Ещё одна проблема выбора альтернативных каналов поставки оборудования — ограниченный ассортимент многих производителей. Покупать насосы различного типа у разных поставщиков неудобно по ряду причин:

  • необходимость контактировать с большим числом производителей с разными условиями работы и форматами сервисной поддержки;
  • усложнение логистики и бухгалтерии;
  • усложнение подбора и согласования технических решений;
  • необходимость содержать расширенный штат обслуживающего персонала;
  • необходимость в поддержании запаса запчастей и расходных материалов для текущего ремонта и обслуживания насосов каждого из производителей.

Большинство крупных западных компаний были в состоянии поставлять полный набор оборудования, необходимого предприятиям водоснабжения и водоотведения, однако альтернативные поставщики готовы к этому не всегда. И это ещё один значимый критерий выбора.