Благодаря повышенной удельной холодопроизводительности стало возможным уменьшить габаритные размеры основных элементов гидравлического контура: теплообменников, трубопроводов и других. К тому же R410A является псевдо-азеотропной смесью, т.е. его температура при фазовых переходах практически не изменяется. Поэтому при утечке из системы состав смеси в контуре остается без изменений, что позволяет добавить необходимое количество после ремонта и избежать полной регенерации хладагента. Вместе с этим новый хладагент характеризуется существенно более высокими значениями рабочих давлений в гидравлическом цикле. К примеру, при температуре конденсации 43°С R22 имеет давление 15,8 атм, а R410A — около 26 атм. Поэтому простая замена R22 новым хладагентом исключена, и модернизация оборудования требует внесения конструктивных изменений в элементы гидравлического контура для увеличения их прочности. R410A не растворим в минеральном масле, и аналогично озонобезопасному хладагенту R407C предполагает использование синтетического полиэфирного масла. Монтаж оборудования При установке оборудования на R410A необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций, уже знакомых нам по хладагенту R407C: o не допускать попадания загрязнений в гидравлический контур; o при пайке трубопроводов они должны быть заполнены инертным или слабовзаимодействующим газом, например, азотом с низким содержанием влаги; o особенно тщательно производить вакуумирование; o дозаправку хладагента осуществлять исключительно в жидкой фазе. Приведем несколько рекомендаций по выполнению вакуумирования, направленного на полное удаление из контура воздуха и влаги. Для того чтобы перевести воду из жидкого в газообразное состояние без нагревания, потребуется уменьшить давление в контуре. Чем ниже температура контура (наружного воздуха), тем меньше давление, при котором начнется испарение воды (см. табл. 1 ~2~). Следовательно, при вакуумировании остаточное давление в контуре должно быть таким, чтобы температура испарения для этого давления была ниже температуры наружного воздуха. Особое внимание следует уделить выбору инструмента. Вакуумный насос может быть как одно-, так и двухступенчатым, но производительность его должна быть не ниже 4–8 м3/ч для систем холодопроизводительностью до 11 кВт и 8–15 м3/ч для более мощных систем. Преимущество двухступенчатых насосов заключается в возможности достижения более низкого остаточного давления. Для предотвращения попадания минерального масла из насоса в контур холодильной установки он должен быть оснащен специальным клапаном. Манометрический коллектор должен быть предназначен для R410A, т.е. иметь шкалу давление/температура соответствующую этому хладагенту, а также увеличенные диаметры портов для подключения гибких шлангов (ввиду существенных различий термодинамических характеристик R410A и R22, R407C). Очень важно, что измерение глубины вакуума с помощью манометра низкого давления (до 17 бар) на манометрическом коллекторе недопустимо, поскольку не обеспечивает достаточной точности. Необходим специальный манометр для измерения вакуума, только с его помощью можно правильно измерить остаточное давление и убедиться в отсутствии влаги в контуре. В целом, если вы следуете этим несложным рекомендациям и работаете профессиональным инструментом, применяя его по назначению, то установка и сервисное обслуживание оборудования на R410A не вызовут сложностей, а пользователи смогут оценить надежность и высокую энергетическую эффективность новых систем кондиционирования. Применение систем на новом хладагенте Разработчики климатического оборудования компании Mitsubishi Electric принимают во внимание то, что благодаря улучшенным потребительским характеристикам весьма вероятно применение нового оборудования на хладагенте R410A взамен ранее установленных систем. С другой стороны, такая замена может быть продиктована списанием оборудования, установленного в начале 90-х гг. и выработавшего свой расчетный срок службы. Для того чтобы снизить стоимость материалов и продолжительность работ по установке новых систем, Mitsubishi Electric предлагает технологию использования существующих трубопроводов хладагента. Это особенно актуально для оборудования полупромышленной серии, поскольку длина магистрали может достигать 50 м. Новые системы серии Mr. Slim оснащаются специальными фильтрами, которые собирают остатки минерального масла из трубопровода, полностью предотвращая возможность его взаимодействия с синтетическим маслом. Для нового оборудования предусмотрена возможность использования различных типоразмеров магистрали хлад-агента. Такая универсальность позволяет устанавливать системы Mitsubishi Electric взамен существующих систем других производителей.
Как работать с хладагентом R410A?
Опубликовано в журнале СОК №3 | 2004
Rubric:
Общие сведения о хладагенте
Хладагент R410A предназначен для замены в новых установках R22 и R13B1. Он представляет собой смешанные в равных массовых долях хладагенты R32 и R125. Ни один из составляющих его компонентов не содержит хлора, поэтому их смесь характеризуется нулевым значением потенциала разрушения озона (ODP).