Основатель Grundfos Поль Ду Йенсен увековечен в граните
Рабочий стол Пола Ду Йенсена, 1945 год
Первый насос Grundfos, 1945 год
Самый «зеленый» отель Европы — Crowne Plaza Copenhagen Towers, оснащенный энергоэффективным оборудованием Grundfos
Сотрудники компании Grundfos знают, что дадут ответы на любые из вопросов, вне зависимости от их направленности и остроты. Причем получат от этого очередное внутреннее подтверждение того, что они делают большое дело, за которое их будут благодарить люди. Не только сегодня, но и завтра, и послезавтра. Предлагаемая статья стала итогом общения с профессионалами высокого класса, которые составляют костяк компании Grundfos.
Компания «Грундфос» вчера и сегодня
Компания Grundfos была образована в Дании в 1945-м году, как частная фирма по производству литейных изделий и промышленного оборудования, талантливым инженером- самоучкой Полем Ду Йенсеном, не имеющим высшего образования, но зато обладающего недюжинным инженерным талантом, острым умом и неудержимым стремлением добиться поставленных целей.
19 мая 2012 года концерн отпраздновал 100 лет со дня его рождения. До 1967-го года фирма Йенсена называлась Bjerringbro Pressestoberi og Maskinfabrik A/S, но после нескольких переименований компания получила название «Грундфос А/С», превратившись в концерн международного масштаба.
Если говорить о Grundfos сегодня, то ежегодное производство концерном насосного оборудования составляет 16 миллионов единиц. Не правда ли, умопомрачительное число? Когда произносишь эту цифру, честно говоря, сложно представить такой объем... Но это если не знать производственного размаха компании. Производственная программа концерна включает ныне три основные группы продукции: циркуляционные насосы для систем циркуляции воды (например — типа Alpha2 или TP), скважинные насосы (например — типа SP) и многоступенчатые высоконапорные насосы (например — типа CR).
Концерн Grundfos является абсолютным мировым лидером в производстве циркуляционных насосов, на его долю приходится около 50 % мирового производства и глобального рынка этих агрегатов.
Общий оборот концерна в 2013-м году приблизился к отметке 3,3 млрд евро, а количество сотрудников «Грундфос» по всему миру составляет более 18 тыс. человек.
Как и многие компании, Grundfos в 2009-м году пережил падение производства и сбыта вследствие глобального экономического кризиса. Однако концерн быстро восстановился за счет серьезного технологического и финансового потенциала. О мощи организации говорит цифра вложений, ежегодно затрачиваемых на развитие новых технологий и разработку нового оборудования, — в последние пять лет она составляет более 5 % (около 180 млн евро) от оборота Grundfos.
Компания имеет два центра разработки. Один из них «столичный» — он находится в Дании, один — в США, где проводятся научно-исследовательские разработки не только в области гидравлики, но и в области материалов и систем измерений, которые затем реализуются в новой продукции.
Большой плюс концерна «Грундфос» в комплексности подхода к формированию продуктовой линейки. Компания разрабатывает системы. То есть, это не просто насосы, а насосное оборудование, включающее в себя шкафы управления и системы для передачи, обработки и обслуживания баз данных. Это очень важно, например, для водоканалов, когда полностью готовая система ставится на объект с тем, чтобы оптимизировать потребление огромного количества энергии, которое каждый водоканал тратит ежедневно. Для справки: по ориентировочной оценке, жители Москвы используют около девяти миллионов кубометров воды каждый день, и она, соответственно, отправляется потом на очистку и новую подготовку.
Если говорить о концерне в целом, то структура его очень необычна для традиционных международных компаний. В 1975-м году основателем фирмы был создан фонд «Поль Дуе Йенсен Фаундейшн» (PouL Due Jensen Foundation), которому сегодня принадлежат 85 % акции головного структурного подразделения концерна — холдинга «Грундфос Холдинг АГ» (Grundfos Holding AG), а также контрольные пакеты и основная часть акций во всех дочерних предприятиях концерна. 12 % акций холдинга принадлежат членам семьи основателя, а 2,9 % — сотрудникам концерна. То есть, концерн не является компанией, которая представлена открытыми акциями на рынке. Основная цель фонда — реинвестировать средства в развитие Grundfos. Такой подход позволяет быть «Грундфос» достаточно независимым, и именно это дает ему возможность каждый год строить примерно один-два завода и приобретать несколько сторонних брендов. Среди уже имеющихся в арсенале компании — DAB, Рaco pumps, Watermill и еще порядка 17-ти прочих брендов. Таким образом, концерн «Грундфос» расширяет ассортимент, осваивая всё новые клиентские сегменты.
Мировая структура «Грундфос», состоящая из нескольких крупных регионов, в текущем году изменилась — произошло укрупнение этой структуры в целях повышения оперативности управления концерна в целом.
Сейчас в Европе концерн имеет 29 торговых компаний и девять заводов. На сегодняшний момент это самый крупный регион Grundfos Group — его доля, если говорить о мировом обороте компании, составляет более 50 %. Вторая часть — это Северная Америка, третья — довольно экзотичная, объединяющая Африку, Латинскую Америку и Индию. Кроме того, есть китайский (Китай) и азиатский регионы (Австралия, Новая Зеландия и Филиппины). В общей сложности в концерне более 80-ти компаний, которые представлены в 60-ти странах, причем собственные производства у Grundfos есть в 15-ти странах мира. Самое крупное производство находится в Дании и занимает площадь 220 тыс. м2 (около 18-ти заводов).
Grundfos имеет два центра разработки. Один из них «столичный» — он находится в Дании, один — в США, где проводятся научно-исследовательские разработки не только в области гидравлики, но и в области материалов и систем измерений, которые затем реализуются в новой продукции
Заводы делятся по признаку продукции, которую они производят, но в целом, если говорить о Дании, всё это управляется одним генеральным директором. Естественно, есть директора отдельных производственных предприятий .
Второе по величине, достаточно быстро развивающееся предприятие расположено в Венгрии (две производственные площадки, в общей сложности — четыре завода). Третья достаточно большая крупная часть — это Америка, четвертая — Китай.
Россия занимает пятое место (два производственных комплекса в Истре общей площадью 30 тыс. м2) и при этом второе место в концерне по объему продаж.
Российские «владения» компании структурированы следующим образом: один административный корпус площадью 5000 м2 (здесь расположены sales- и производственная компания); вплотную к ним находится производственное помещение площадью 12 800 м2, а по соседству — второй корпус общей площадью 10 га. Все эти земли являются собственностью Grundfos. Ещё у компании есть 3,2 га для того, чтобы построить третий завод, если в этом возникнет необходимость.
Санкционная тема
При рассказе о «Грундфос» неверно было бы не затронуть столь животрепещущую тему, как санкционное давление на Россию, где, собственно, и расположен пятый по размеру торгово-производственный комплекс компании. Вопреки нашим предположениям, топ- менеджмент компании относится к этой «пер- чёной» теме довольно ровно. Отвечая на вопрос о том, чувствует ли руководство последствия международной напряженности, с его стороны был получен ответ, что если проблем в офисе «Грундфос» и ждут, то в первую очередь не в связи санкциями.
Тем более что производственная площадка «Грундфос» находится на территории Российской Федерации, потому проблема «поставок в Россию» просто не возникает по определению. А еще — оборудование компании не попадает под санкции, поскольку «Грундфос» работает в основном в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Если же говорить не только о российском производстве компании, есть «тонкие» моменты — насосы-дозаторы. Они применяются в химической промышленности и используются в обработке воды, когда нужно строго дозировать химические компоненты. Компания получила недавно лицензию, согласно которой Европейский Союз гарантирует «Грундфос» право на поставки такого оборудования.
Так откуда «Грундфос» ждет проблем, если не от санкций? Проблемы эти лежат в общеэкономической плоскости. В конце прошлого года компания почувствовала изменения на рынке насосного оборудования, причем это было еще до известных событий на Украине. То есть, начиная с октября прошлого года стала видна медленно нарастающая стагнация как насосного сегмента, так и российской экономики в целом. Руководство компании прогнозирует, что текущий год, возможно, будет завершен с небольшим, но падением. Причем такая проблема ждет большинство компаний всей насосной отрасли.
Контрафакт
Как компании, занимающей лидирующие позиции на рынке насосного оборудования и реализующей продукцию, пользующуюся неизменным спросом у потребителя, Grundfos иногда приходится сталкиваться с контрафактной продукцией, называемой на сленге промышленников copy cat. Примечательно, что специальные подразделения компании закупают подделки на открытом рынке и тестируют их на предмет соответствия параметрам оригинала. Grundfos выиграл много судов по административным делам о подделках.
О личных качествах и пользе
Эта статья написана после посещения площадок компании Grundfos в Истре (Россия) и Бьерингбро (Дания). Скажу честно, когда я собрал воедино весь огромный массив технической и бизнес-информации, который можно было бы положить в основу материала, мне стало не по себе. Потому я решил вычленить отдельные, показавшимися мне интересными аспекты, с которыми читатель мог ознакомиться выше (история и достижения компании в начале — это «святое»).
Очередной раз описывать технические достижения, в инновационности которых не сомневается уже любой сколь-нибудь сведущий технический специалист, смысла не было. Вместо этого захотелось поделиться эмоциональными впечатлениями и общим корпоративным настроем, который сотрудники компании «проецируют» на своих гостей.
Этот настрой можно охарактеризовать несколькими словами — жесткое отношение к регламенту, корректность, абсолютный профессионализм, желание полностью донести интересующее до собеседника, невзирая на языковые барьеры и сложность рассматриваемых вопросов, а также оптимизм, дружелюбие и полное отсутствие проявления чувства особенной собственной значимости вне зависимости от ранга.
Именно этими качествами и очень похожи друг на друга люди, работающие в «Грундфос», несмотря на то, что каждый из тех, с кем мне довелось встретиться, является яркой индивидуальностью (на всякий случай — уведомление: пишу как есть, не для того, чтобы наделать комплиментов, такой уж получился «сухой остаток» от общения). Быть может, таким и был основатель компании Поль Ду Йенсен.
И именно эти качества позволяют добиваться столь впечатляющих результатов. А еще — позволяют не забывать о пользе, приносить которую окружающим — обязанность каждого, кто считает себя настоящим мастером.
С этим в «Грундфос» тоже всё в порядке. Компания предлагает разработки, которые служат решению одной большой и архиважной задачи — вносить свой вклад в обеспечение устойчивого развития по всему миру, создавать новые технологии, повышающие
качество жизни населения и служащие защите окружающей среды. Взять хотя бы проект Crowne Plaza Copenhagen Towers — новый отель в Копенгагене, спроектированный с акцентом на рациональное использование ресурсов. Это один из первых отелей, соответствующих стандартам Программы экологичного домостроения ЕС. В плане энергопотребления и экологии это здание на несколько шагов опережает большинство других подобных в мире. За энергоснабжение отеля «отвечает» система ATES (Аккумулирование тепловой энергии в подземных водоносных пластах). А работу устройств кондиционирования воздуха, отопления и повышения давления воды обеспечивают насосы Grundfos, специально поставленные для системы ATES.
Российское производство компании «Грундфос» также высокоавтоматизировано. Все процессы отлажены, и техника работает как единый организм. Чистота, высокий уровень безопасности, четкая система разграничения доступа
Если быть более точным, то это первичные насосы в системах жидкостного отопления и жидкостного охлаждения здания, насосы, предназначенные для контуров конденсаторов и испарителей теплообменников, а также насосы, обслуживающие контуры главной и вспомогательной градирен. Подробнее с этим проектом вы сможете ознакомиться в следующем номере нашего журнала.
В заключение — несколько слов о производстве Grundfos. Автоматизация на заводах компании — на самом высоком уровне, роботизация — просто тотальная, и люди встречаются лишь изредка. Вообще, все производства компании, в какой бы части света они не находились, — унифицированы. Это основная концепция концерна.
На российском предприятии также присутствует автоматизация процессов производства. То есть, все процессы отлажены, и техника работает как единый организм. Чистота, высокий уровень безопасности, четкая система разграничения доступа. В общем, всё, что обеспечивает бесперебойную работу и выпуск продукта стабильного качества.
И если «умножить» всё это автоматизированное совершенство на количество производств и грамотный менеджмент, то 16 миллионов ежегодно выдаваемых «на-гора» насосов уже не кажутся запредельной величиной, а вызывают осознанное уважение ко всем тем профессионалам, которые на протяжении многих лет шли к этому результату. И заслуженно его получили.