Пуск компрессоров Существует несколько разновидностей облегченного пуска компрессоров. Все они призваны снизить пусковые токи, величина которых влияет как на сечение подводимых силовых кабелей и пускателей, так и на срок жизни самого компрессора. Вот основные виды: 1. Пуск «звезда-треугольник», при котором двигатель стартует сначала на подключении обмоток типа «звезда» несколько секунд, а затем по таймеру переключается на «треугольник», позволяет снизить пусковой ток примерно в 3 раза по отношению к прямому пуску. Этот способ часто применяется для облегчения пуска обычных трехфазных двигателей, мощность которых выше 5,5 кВт. 2. Пуск «звезда-треугольник» с плавным переключением. При переключении со «звезды» на «треугольник» происходит кратковременный скачок пускового тока. В случае плавного переключения в силовой щит устанавливаются дополнительные пускатели и резисторы, которые сглаживают скачки тока. 3. Пуск с байпасом. Используется на поршневых компрессорах, где устанавливается байпасная линия между нагнетанием и всасыванием компрессора, которая открывается во время пуска с помощью соленоидного клапана. На винтовых компрессорах также реализован байпас, но он является частью системы управления производительностью. При пуске управляющий золотник находится в режиме минимальной загрузки и компрессор стартует на 10–20 % максимальной мощности. 4. Пуск с частичным включением обмотки компрессора. Используется на поршневых компрессорах большой мощности. 5. Плавный пуск. На холодильных машинах со спиральными компрессорами, где на каждый холодильный контур приходится по нескольку компрессоров (обычно до 4), часто устанавливается устройство плавного пуска только одного компрессора в каждом контуре. При этом такой компрессор стартует последним в контуре. Пусковой ток такого компрессора на 30 % ниже. Силовое подключение Если холодильная машина имеет более одного контура хладагента, то возможны два вида подключения силового питания: общий силовой ввод; раздельный ввод на каждый контур. На малых и средних мощностях (до 700 кВт) целесообразно использовать общий ввод. На больших мощностях, в связи с большим сечением подводящих кабелей, есть смысл переходить на раздельный ввод. При этом каждый контур имеет свой силовой щит, в который заводится кабель. Также производители оборудования предлагают много вариантов подключения: без защиты, с плавкими предохранителями, с автоматами. С точки зрения обслуживания, целесообразнее выбирать автоматы, хотя они и дороже. Конденсаторные батареи Конденсаторные батареи используются для снижения индуктивного реактивного сопротивления, создаваемого обмотками двигателя компрессора. Они повышают коэффициент мощности [cos] до значения 0,95, что снижает потребляемую мощность на 5%. Вентиляторы с высоким напором Необходимы, когда холодильную машину с воздушным охлаждением конденсатора необходимо установить внутри помещения и выбрасывать воздух от вентиляторов с помощью воздуховодов, или когда машина устанавливается в стесненных условиях (например, в колодце между домов) для создания факельного выброса во избежание закольцовывания потока горячего воздуха в конденсаторе. Обычно данная опция предусматривает увеличение статического напора стандартных осевых вентиляторов до 100–150 Па. Антикоррозионное покрытие воздушного конденсатора Для продления срока службы конденсатора в агрессивной атмосфере используют несколько видов защиты: 1. Ребра с эпоксидным покрытием. Самый простой вид защиты, при котором ребра нарезаются из алюминиевого листа, покрытого с двух сторон эпоксидной пленкой. 2. Антикоррозионное покрытие конденсатора. Конденсатор целиком окунают в раствор полимера на основе эпоксидной смолы. У каждого производителя рецепт приготовления такого раствора свой. 3. Медное оребрение. Весь конденсатор изготавливается из меди, при этом исключается коррозия, вызванная гальванической парой «медь-алюминий», которая имеет место в стандартном конденсаторе. Полностью медный конденсатор несколько увеличивает производительность машины, хотя и вес ее также возрастает. Комплект механических манометров На каждый контур устанавливается 2 (давление на всасывании и на нагнетании компрессора) или 3 манометра (+ давление масла). Они служат для проверки нормального состояния при получении холодильной машины и контроля давлений при последующей ее работе. Сегодня большинство систем управления холодильных машин позволяет выводить значения давлений хладагента на дисплей, поэтому механические манометры выполняют дублирующую функцию и во многих случаях в них отпадает необходимость. Система согласования работы нескольких холодильных машин Если две и более холодильных машин работают на общий коллектор, то есть возможность установить плату автоматики для согласования их работы. Система позволяет согласовывать машины одного производителя, но разных типов и мощностей. Она управляет чиллерами, поддерживая общую температуру охлажденной воды, включая их попеременно или одновременно, уравнивая часы наработки всех компрессоров. Платы систем диспетчеризации Система автоматики имеет возможность установки дополнительных плат для общения с системами диспетчеризации здания. Возможные протоколы обмена: LonWorks, BacNet, ModBus. Заводская заправка хладагентом Обычно все чиллеры приходят с полной заводской заправкой хладагентом и маслом, хотя это лучше всегда уточнять во избежание неприятных сюрпризов. Иногда есть возможность получения машин без хладагента, под азотом. Сервисные вентили Иногда (на больших машинах) сервисные вентили на всасывании и/или нагнетании являются дополнительным оборудованием. Очень рекомендуется на них не экономить, так как потом при ремонте или обслуживании они значительно упрощают работу. Шумоглушение Вариантов снижения шума холодильных машин бывает много, вот некоторые из них: 1. Низкошумные вентиляторы, уменьшение шума достигают за счет снижения оборотов двигателя, для чего его выбирают с большим количеством полюсов. Чтобы не упала производительность, применяют специальные аэродинамические профили лопастей вентилятора. 2. Двухскоростные вентиляторы. Изменение скоростей получают путем переключения двигателя вентилятора с «треугольника» на «звезду» и наоборот. Переключение происходит по датчику давления конденсации. Как показывает практика, 95 % времени вентиляторы работают на пониженной скорости. 3. Вентиляторы с плавным управлением частотой вращения. С помощью изменения частоты тока меняют обороты вентиляторов в зависимости от давления конденсации. 4. Шумоизоляция внутренних элементов. Второй, после вентиляторов, источник шума в холодильной машине — это компрессор. Его одевают в шумоизолирующие кожухи различных видов. Далее, на машину можно установить шумоглушители или поместить все элементы в один шумоизолированный отсек. Есть еще много мелочей, помогающих снизить шум, таких как переборки в конденсаторе или фреоновые шумоглушители, применение гибких вставок и т.д, но это особенности каждой модели. Все варианты шумоглушения разнятся по возможности снижения шума и по цене, так что выбирать необходимо с учетом условий применения машины на объекте. Реле протока К каждому чиллеру необходимо брать реле протока для установки в трубопроводе вблизи машины. Оно гарантирует наличие протока через чиллер, предотвращая тем самым возможность обмерзания испарителя. Реле протока — механического типа, имеет комплект пластин, разной длины для труб разного диаметра. Бывают холодильные машины со встроенным датчиком перепада давления на испарителе, который также отключает машину при пропадании протока, но, тем не менее, установка дублирующего механического реле протока все же рекомендуется. Самым точным считается электронное реле протока. Переносной принтер Используется для распечатки рабочих параметров холодильной машины и истории отказов. Работает от батареек и подключается непосредственно к чиллеру. Виброопоры Существуют три основных вида виброопор для холодильных машин: резиновые подушки, поставляются вместе с машиной; пружинные виброопоры с рабочим ходом 25 мм; сейсмические пружинные виброопоры с рабочим ходом 50 мм, они имеют ограничители вертикальных и горизонтальных смещений. Обычно используется второй тип. Защитные панели Для защиты конденсатора от детского, а иногда и взрослого, вандализма, используют специальные решетки. Также есть решетки, которые защищают и компрессорный отсек от несанкционированного доступа. Защитные панели придают чиллеру более презентабельный вид, защищают его и от прямых солнечных лучей в жарких регионах, но при этом снижают производительность на 3–4 %. Утилизация тепла На некоторых чиллерах при их работе на охлаждение воды в летнее время есть возможность получать также горячую воду для нужд ГВС в объеме от 10 % до 100% от общего тепловыделения конденсатора. В холодильную машину встраивается дополнительный конденсатор с водяным охлаждением (иногда их бывает два) параллельно или последовательно основному воздушному конденсатору. Дополнительная автоматика обеспечивает бесперебойную работу системы при изменяющихся холодильных и тепловых нагрузках. Комплект для контейнерной перевозки Представляет собой набор приспособлений для погрузки (и выгрузки) холодильной машины в контейнер для возможности ее перевозки железнодорожным или морским транспортом. Комплект фланцев Многие чиллеры стандартно поставляются с патрубками, имеющими канавку для подключения накидными фланцами. В нашем регионе они применяются мало, поэтому есть смысл сразу заказать с завода машину с приваренными на патрубки DINфланцами. Иногда в комплекте с ними поставляются и ответные приварные фланцы, болты и гайки крепления. Выбор стороны подключения испарителя На некоторых типах машин можно выбрать правую или левую сторону подключения испарителя. Это очень удобно, поскольку нет необходимости обходить трубопроводами чиллер, если патрубки оказались с противоположной стороны. При подключении двух чиллеров, установленных рядом, можно подвести к ним общий коллектор, от которого сделать отводы вправо и влево. Конечно, все возможные варианты дополнительного оборудования чиллеров с воздушным охлаждением в этой статье рассмотреть не удалось, но самые распространенные — надеемся, получилось.
Дополнительное оборудование холодильных машин
Опубликовано в журнале СОК №1 | 2005
Инженерам по подбору холодильных машин, а также заказчикам, их покупающим, часто приходится сталкиваться с богатым выбором дополнительного оборудования. Помочь разобраться с его применением мы попробуем в этой статье. Для сужения круга рассматриваемого оборудования остановимся на чиллерах с воздушным охлаждением конденсатора.