Генеральный директор Мособлгаз — Дмитрий Аркадьевич ГОЛУБКОВ
Дмитрий Аркадьевич, в Московской области активно реализуется программа «Развитие газификации в Московской области до 2017 года». Расскажите подробнее о ней. Какова общая протяженность сетей, построенных «Мособлгазом» в рамках реализации этой программы?
Д.Г.: Газификация Московской области — один из приоритетов, обозначенных главой региона Андреем Воробьевым в программе «Наше Подмосковье. Идеология лидерства». В прошлом году программа «Развитие газификации в Московской области до 2017 года» получила статус губернаторской — она была утверждена правительством Московской области. В ее рамках создаются условия для газификации населенных пунктов Подмосковья, большинство из которых малочисленные села и деревни.
В программу входят более 380 объектов, подлежащих газификации. Ежегодно мы присоединяем к сети новые объекты. В частности, в прошлом году их было 50, а в текущем это число вырастет до 60-ти. На сегодняшний день из них уже 35 приняты в эксплуатацию, остальные же находятся в финальной стадии своего строительства под постоянным контролем работников «Мособлгаза». До конца года все запланированные объекты будут введены в эксплуатацию. Кроме этого, в 2014-м году начато проектирование по всем объектам программы газификации до 2017-го года. По мере готовности проектов, в соответствии с графиком, будем приступать непосредственно к строительству газопроводов.
К каким ключевым изменениям в сфере газификации привело вступление в силу нового Постановления № 1314? Как оно повлияло на тарификацию?
Д.Г.: Действительно, с первого марта 2014-го года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации за номером 1314. Одним из ключевых изменений стало то, что исполнителем всех работ по технологическому присоединению, связанных с газификацией любых объектов, теперь является газораспределительная организация, в Московской области это «Мособлгаз». Все вопросы, связанные с присоединением к газовым сетям, отныне решаются «Мособлгазом».
То есть, если потенциальный абонент желает подключить газ, он обращается в «Мособлгаз», сдает необходимые документы, заключает договор на присоединение к газовым сетям, в котором указаны сумма за предоставляемые услуги и срок их исполнения. И исполнителем по данному договору является «Мособлгаз». Напомню, что ранее такой порядок отсутствовал, и заявителю порой сложно было впоследствии призвать к ответственности недобросовестную организацию.
И потому наблюдалось много негатива в этой части. Что касается тарифов на подключение, то все абоненты разделены на три категории. К первой относятся, в основном, частные домовладения — это владельцы газового оборудования с объемом потребления газа не больше пяти кубических метров. По критерию площади в эту категорию, как правило, попадают частные дома площадью 250–300 квадратных метров.
К следующей (второй) категории относятся либо более крупные частные дома, либо субъекты малого и среднего бизнеса, а именно объекты коммунально-бытовые, малые предприятия, предприятия общественного питания, рестораны и так далее. Они подключаются по ставке, определяемой в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам, и утверждаемой, в конечном итоге, государственным регулятором в том субъекте, в котором работает данная организация (в Московской области это Комитет по ценам и тарифам). Поскольку «Мособлгаз» работает и в Московской области, и на территории Москвы (я, в основном, имею в виду «новую Москву»), то, соответственно, мы относимся к сфере ответственности двух регуляторов.
И, наконец, к третьей категории относятся индивидуальные проекты, определение стоимости по которым производится по проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу, а окончательная цена устанавливается по каждому проекту опять же государственным регулятором в том субъекте, в котором работает данная организация. Таким образом, заявитель получил в свое распоряжение несколько уровней государственного контроля определения стоимости технологического присоединения к газовым сетям и может быть уверен в объективности.
Столь обширная деятельность, которую ведет «Мособлгаз», предполагает публичность, наличие положительного имиджа. И он у «Мособлгаза» есть: по оценке Минэкономразвития РФ и ФАС, ваша компания признана организацией с «высокой прозрачностью». Как удалось достигнуть такого результата? Пришлось что-то менять, реорганизовывать?
Д.Г.: Мы стараемся делать максимум для того, чтобы сделать «Мособлгаз» прозрачной и понятной для абонентов организацией. Собственно говоря, то, что вы упомянули, относится по большей части к открытости в деле проведения конкурсных процедур. В прошлом году мы организовали около тысячи конкурсов по привлечению подрядчиков, покупке разнообразных товаров и услуг. Столь внушительное количество как раз и привело к приобретению статуса «организация с высокой прозрачностью».
Конкурсы мы проводим в соответствии с нормами и законами, которые установлены в России. Наше предприятие государственное, соответственно, все, что необходимо проводить публично, — торги, процедуры закупок, все конкурсные процедуры — мы стараемся сделать максимально публичным, и это, прежде всего, в наших интересах.
Как организация, развивающая свой бизнес, «Мособлгаз» не только активно занимается продажей газового оборудования конечным потребителям, но и сотрудничает с большинством ведущих европейских производителей в этой области. Какие успехи достигнуты в этом направлении, и сказывается ли каким-то образом сегодняшнее санкционное давление на Россию на этом сотрудничестве?
Д.Г.: На сегодняшний день мы пока не ощутили последствий санкционного давления в этом секторе, хотя и не исключаем, что такой день может наступить. И тогда нам придется искать аналоги оборудования, вынужденно исключаемого из ассортимента. Собственно говоря, мы уже приступили к такому анализу возможного замещения групп товаров. Между тем, за последние годы некоторые иностранные компании открыли свои представительства, а также производство и сборку в России.
Те, кто пошел этим путем, естественно, окажутся в более выгодном положении, потому что их санкционные меры не коснутся. Поскольку произведенное на отечественной площадке оборудование считается продуктом российского производства, соответственно, и мы будем продолжать с ним работать. Те же, кто продолжают работать «по-старому», подвергают себя немалому риску в случае введения санкций. Но еще раз хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день негативных изменений нет, хотя, не скрою, общаясь с нашими партнерами, мы видим их обеспокоенность из-за установления санкций.
Никуда от этого не денешься, такая уж сейчас международная ситуация… У вас не только приличное количество партнеров, но и внушительная клиентура. И потому нельзя говорить о просто отношениях с клиентами без наличия определенной политики в этой области. Нам известно, что «Мособлгаз» — сторонник клиентоориентированной политики. Какими инструментами вы пользуетесь, чтобы повысить удобство работы клиентов с компанией?
Д.Г.: За последнее время мы существенно продвинулись и в этом направлении. Для современного «Мособлгаза» ориентированность на комфорт клиентов — жителей Московской области — является ключевой задачей. Не все задуманное пока удалось воплотить в жизнь, но есть и успехи. У нас реконструирован сайт, на котором сейчас можно получить исчерпывающую информацию об услугах «Мособлгаза» он-лайн, отправить документы на получение технических условий и договора на присоединение к газовым сетям. Также разработаны приложения для смартфонов, которые так и называются «Мособлгаз». Через такое программное обеспечение можно оплатить услуги, получить информацию о размере задолженности у того или иного абонента.
С этого года у нас начала работать служба клиентского сервиса во всех наших филиалах: человек может прийти лично, получить консультацию, заключить договор на присоединение. Кроме того, уже второй год подряд мы проводим «сходы» с жителями населенных пунктов Московской области. Так граждане знакомятся с правилами присоединения, оборудованием, техникой безопасности и т.д. Каждый год мы проводим более 900 сходов по всей Московской области, охватывая довольно большую аудиторию.
Например, в прошлом году их было 924, а в этом — около 950. Это очень серьезная и трудозатратная, но крайне важная работа. Эти мероприятия оказывают ощутимое позитивное влияние на население — ведь приглашаются все без исключения заинтересованные лица и получают ответы на все вопросы.
Еще один вопрос по поводу клиентоориентированной политики. Предоплатная система — зачем она нужна и можно ли клиентам избежать необходимости личного присутствия, то есть приезда с абонентской карточкой для осуществления платежа?
Д.Г.: Эта система модернизируется. Мы знаем, что у потребителей есть определенное недовольство по поводу данной услуги. Во-первых, я хочу сказать, что процент счетчиков со смарт-картой в Московской области небольшой. Эта технология оплаты является мировой практикой, и для многих абонентов подобная система удобна, потому что не надо специально куда-то ходить ежемесячно, чтобы внести плату за газ и так далее.
Можно заранее положить любую сумму и все услуги будут оказываться соответствующее количество времени, пока внесенная сумма не будет израсходована клиентом. Что касается собственно оборудования, то применяемые счетчики произведены зарекомендовавшими себя с лучшей стороны производителями. Но мы не останавливаемся на достигнутом — уже сейчас мы на финальной стадии подготовки договора со Сбербанком РФ.
В соответствии с этим документом в текущем году появится возможность пополнения карты в любом терминале Сбербанка, и в посещении филиала «Мособлгаза» для оплаты услуг необходимость отпадет. Клиент будет просто извлекать карту из своего счетчика газа и в ближайшем банкомате Сбербанка вносить нужную сумму.
Клиенты, как известно, по-разному относятся к платежной дисциплине. Потому в последнее время во многих регионах продолжается рост задолженности управляющих компаний перед поставщиками энергоресурсов. А как дела с этим обстоят в Московской области? Планирует ли «Мособлгаз» отключать муниципальные котельные за долги, или есть другие способы воздействия на должников?
Д.Г.: В случае «Мособлгаза» я не могу сказать, что у нас сколь-нибудь ухудшилась платежная дисциплина. Она и раньше всегда была на высоком уровне, и сейчас на нем же остается. Мы предпочитаем решать вопросы по оплате в формате переговорного процесса с нашими клиентами — без отключения, и в большинстве случаев находим общий язык с управляющими компаниями, теплосетями и прочими контрагентами. Одним словом, не могу сказать, что это сейчас самая острая для нас проблема, хотя, естественно, хотелось бы, чтобы она отсутствовала вовсе.
Уверен, что благодаря клиентоориентированной политике и передовым методам ведения бизнеса в ближайшей перспективе взаимоотношения между «Мособлгазом» и его клиентами и партнерами будут неуклонно оптимизироваться, а сама компания — расти и развиваться. В связи с этим последний вопрос: каковы основные стратегические планы «Мособлгаза» на ближайшие годы?
Д.Г.: Главная задача «Мособлгаза», по-прежнему, — это газификация Московской области в рамках программы «Развитие газификации в Московской области до 2017 года» в полном объеме. Другим приоритетом является построение качественной и системной работы по исполнению постановления №1314. Газораспределительные организации в соответствии с постановлением определены ключевыми участниками процесса технологического присоединения, и именно от слаженной работы «Мособлгаза», муниципальных администраций, проектных и строительных организаций региона зависит простота и удобство технологического подключения заявителей.
Дмитрий Аркадьевич, спасибо вам за всеобъемлющий интересный рассказ. Надеемся, что наша встреча далеко не последняя. С удовольствием будем радовать наших читателей информацией о достижениях и планах «Мособлгаза» и в дальнейшем.
Д.Г.: Удачи и вашему журналу. Это очень полезное и интересное издание, я бы сказал — передовое. Я сам с большим удовольствием его читаю. Очень хорошо, что вы доносите до читателя все самое «продвинутое» в плане технологий, своевременно освещаете изменения в законодательстве. Для профессионалов и для рядовых читателей это крайне важно.