Сантехническая арматура делится на множество типов, основным из которых является кран. Он был известен ещё древним римлянам и вместе с ними пришёл в Европу. С давних времён немцы именуют кран Hahn — петух. Это название могла подсказать необычная форма запорного устройства, устанавливаемого в трубопроводной системе водоразборных фонтанов и колонках в крупных городах. У наблюдательных горожан выходной патрубок крана мог ассоциироваться с клювом, а рукоятка с гребнем. Хотя по сохранившимся изображениям древнеримских кранов видно, что рукоятка некоторых изделий действительно изготавливалась в виде петуха, тогда название Hahn вполне обоснованно. Позже его заимствовали англичане, но они до сих пор называют кран по-своему — Cock.
Специалистов компании Profactor Armaturen GmbH заинтересовала история происхождения и обозначения крана термином Hahn. По этому поводу было проведено исследование, в ходе которой встретилась одна любопытная версия. Она уводит в далёкие исторические события, разыгравшиеся в Европе в конце V века н. э., когда германские племена завоевали западную часть Римской империи.
Всё началось с появления в Риме в 470–476 годах н. э. Одоакра — предводителя одного из германских отрядов наёмников-варваров. Этого наиболее заметного героя той эпохи историки хорошо изучили. В частности, о нём упоминает известный британский историк и мемуарист Эдвард Гиббон (Edward Gibbon) в своём труде «История упадка и разрушения Великой Римской империи», а также Питер Хизер (Peter Heather) — историк поздней античности и раннего средневековья, профессор средневековой истории в Королевском колледже Лондона, автор книги «Падение Римской империи». Учёные склоняются к тому, что Одоакр оказался одним из многих, кого вассалы западной части Римской империи вербовали на военную службу.
Гидротехника Древнего Рима известна не только по многочисленным археологическим памятникам и находкам — история сохранила для нас письменный труд «О водах города Рима» (De aquis urbis Romae), созданный в I веке н. э. Секстом Юлием Фронтином (Sextus Julius Frontinus), древнеримским политическим деятелем, полководцем и смотрителем римского водопровода. Из этого уникального свидетельства следует, что 2000 лет назад по всей Римской империи для подачи воды использовались свинцовые и керамические трубы, стандартизированные по 15-ти размерам, определявшим их диаметр и пропускную способность. Те же стандарты применялись к литым клапанам простейшей штекерной конструкции, изготовленным из свинца или бронзовых сплавов (медь, свинец и олово). Клапаны соединялись с трубами посредством свинцового припоя. В древнеримские города и посёлки вода доставлялась через систему акведуков, а с помощью водонапорных башен в водопроводе создавалось давление не менее 0,5 бар. Поток воды в системе трубопроводов регулировался изменением диаметров труб или клапанами. Так осуществлялось водоснабжение городских фонтанов, общественных бань и туалетов, предприятий и даже отдельных частных домов.
В книге «Падение Римской империи», в частности, отмечено: «К середине V века н. э. Западная империя утратила почти все провинции под натиском германцев — потеряны Британия, Юго-Западная и Юго-Восточная Галлия, богатая Северная Африка, практически вся Испания. Казна стремительно опустела, борьба за власть лишь ухудшала положение; а без денег наёмники не повинуются, и их наниматели становятся заложниками».
Историки установили, что Одоакр несколько лет служил в армии Флавия Ореста, полководца и начальника варваров. Солдаты, набранные из разных племён, требовали за службу денег, но казна была пуста. Напряжение в войсках усиливалось, успокоить разгневанных и неуправляемых воинов должен был Одоакр, но вместо того, чтобы выполнить свой долг, он возглавил бунтовщиков. Первым делом Одоакр пленил и казнил своего начальника Флавия Ореста, затем убил его брата Павла, а юного императора Флавия Ромула Августа отправил под домашний арест на виллу в провинции Кампания. Его часто называют Ромул Августул (от лат. Augustulus) — «маленький Август» или «Августёнок» — последний император Западной Римской империи (475–476 годы).
Впервые в истории во главе римлян оказался предводитель германских варваров. Эдвард Гиббон пишет: «Те, кто в Риме некогда оказались как рабы, стали слугами, затем союзниками и, наконец, правителями римлян, а точнее, «выродившихся потомков» повелителей мира».
Одоакр не принял императорский титул, он стал наместником западной части Римской империи под формальной властью Константинополя. Чтобы усмирить и успокоить германских собратьев, вождь раздал взбунтовавшимся воинам треть римских земель — преимущественно казённые поместья, и не стал подвергать конфискации виллы самих римлян. Так варвары стали хозяйничать на чужой территории и открыли для себя удивительные достижения римского коммунального хозяйства, включая водопровод и канализацию, водоразборные фонтаны и водонапорные колонки, бани и туалеты. До этого момента варвары практически не уделяли внимание гигиеническим процедурам и редко мылись, поэтому даже краны для них были в диковинку. Вот и назвали они эту диковинку первым словом, которое пришло на ум, — Hahn.
Почти 20 лет Одоакр правил западными землями Римской империи, частью Галлии и Норика, а также Сицилией. За это время германские наёмники-варвары остепенились и переняли от римлян многие традиции и технические достижения, включая систему подачи и отведения воды по трубам, а римские краны они продолжали называть Hahn, и это слово дошло до наших дней.
В своём исследовании аналитики Profactor Armaturen GmbH также уделили внимание трудам российских учёных и специалистов. Одним из них стал кандидат технических наук, технический эксперт Научно-промышленной ассоциации арматуростроителей (НПАА), инженер-механик, Олег Николаевич Шпаков — автор множества статей, монографий и книг в области истории арматуростроения.
Так, например, в книге «Эволюция конструкций трубопроводной арматуры» отмечено: «К началу XIX века конструкции кранов, клапанов и задвижек в основном сформировались. В Глазго появилась первая в Европе арматурная компания — Shipman Valves Com., известная с 1798 года. Учреждённая в 1828 году компания John Mills Ltd. изготавливала запорные и контрольные клапаны из бронзы. Фирма Auld Valves Ltd. (производитель редукционных, регулирующих и предохранительных клапанов в Глазго) была основана в 1833 году».
Чуть позже, в 1850 году, в Магдебурге (город в центральной части Германии, столица земли Саксония-Анхальт) был открыт первый европейский завод для промышленного производства арматуры. Предприятие основали известные немецкие учёные — изобретатель мембранного манометра Бернард Шаффер (Bernhard Schäffer) и Кристиан Фредерик Буденберг (Christian Friedrich Budenberg). «На рубеже XIX-XX веков компания Schäffer & Budenberg насчитывала в своём штате около 2300 рабочих», — уточняет О. Н. Шпаков.
В настоящее время компания Budenberg Gauge, преемник Schäff er & Budenberg, базируется в городах Ирлам и Солфорд (Большой Манчестер, Англия). Предприятие продолжает производить манометры, термометры, клапаны и коллекторы.
Однако компания Schäffer & Budenberg была не единственным предприятием по производству арматуры в Магдебурге. В этом древнем германском городе в 1864 году была основана компания Strube, а в 1885 году появился завод Polte. «Эти компании специализировались на определённых типах арматуры. Schäffer & Budenberg сконцентрировалась на арматуре для горячего пара высокого давления, Polte уделяла внимание системам пожаротушения, установке арматуры для питьевой воды и крупному оборудованию. Strube специализировалась на производстве предохранительных клапанов и оборудования для локомотивов и судов», — пишет О. Н. Шпаков.
Технический эксперт НПАА отмечает, что в XIX веке в европейском и американском промышленном производстве происходил бурный рост количества специализированных арматурных компаний и разнообразных конструкций арматуры. Чертежи XIX века свидетельствуют о совершенном фасонном литье, точной машинной обработке деталей и сложившихся традициях в конструировании основных типов арматуры. Представление об этом даёт «Швейцарский политехнический журнал» 1856–1870 годов.
Что касается трёх немецких арматурных заводов в Магдебурге, то они прошли все суровые испытания ХХ века, пережив Первую и Вторую мировые войны. Даже в тяжёлое военное время предприятия продолжали работать и выпускать арматурную продукцию, в том числе для военных нужд. После поражения фашистской Германии три предприятия вскоре были восстановлены и возобновили своё производство. Со временем их объединили в одну компанию Magdeburger Armaturenund Messgeratefabrik, которая стала главным предприятием по производству арматуры в ФРГ. Нынешний завод MAGWEN является преемником Magdeburger Armaturenwerke (MAW) и продолжает 150-летние традиции магдебургского арматуростроения. Эти традиции, ценные знания и опыт переняли и внедрили в работу многие немецкие производители сантехнической арматуры.
Все немецкие предприятия дорожат ценным опытом и традициями, которые унаследовали от своих предков-основателей бизнеса. Главным критерием этого наследия является поддержание высокого качества товара, обеспечение гарантий его надёжности, прочности и способности эффективно работать долгие годы. Такой подход к работе позволяет немецким брендам три века удерживать лидерство на мировом рынке и отвечать за качество продукции с обозначением «Сделано в Германии».