Александр, расскажите, пожалуйста, из какого сегмента вы пришли в компанию WOLF? Почему ваш выбор пал именно на эту организацию?
А.К.: Я пришёл из сегмента теплоснабжения и энергосбережения. По образованию я инженер по системам автоматизации систем отопления, вентиляции и кондиционирования жилых и общественных зданий, окончил строительный университет. Так сложилось, что после окончания университета я попал в компанию, которая разрабатывает, внедряет, производит и реализует на российском рынке энергосберегающую продукцию.
Опыт работы в этой компании показал, что подход к разработке и производству продукции с оглядкой на энергосбережение — это очень полезный, очень важный подход, в том числе для нашей страны. Этот подход и сформировал у меня серьёзный интерес к работе в компаниях, выпускающих энергосберегающее оборудование.
Компания WOLF, как вы знаете, выпускает энергосберегающее оборудование. Производство базируется в Германии, а сама техника разработана профессиональными инженерами. Представительство компании WOLF — молодая структура на российском рынке. И это также стало одним из привлекательных моментов при рассмотрении возможности работать в этой организации. Ведь её политика соответствует моим личным принципам и интересам.
Можете ли вы обозначить свои принципы в области кадровой, коммерческой и сервисной политики?
А.К.: Компания неуклонно развивается. Активное, разноплановое развитие — это очень важно. Выпускаются новые продукты, которые внедряются в том числе на российском рынке. Если говорить о коммерческой политике, то в её основе лежит реализация продукции на российском рынке через ограниченное количество партнёров — наших коллег, которые точно так же верят в саму продукцию, в её эффективность и полезность, как и мы, производители. Поддерживает продукцию широкая сеть сервисных партнёров, сервисных центров, ремонтирующих технику в том случае, если она выйдет из строя… Хотя таких случаев не так много, к счастью.
Что касается моего взгляда на кадровую политику нашей компании, то она уже сформирована и будет развиваться в имеющемся ключе. В компании работают люди, которые имеют профессиональный опыт в области вентиляции и котельного оборудования. Для нас очень важно, чтобы именно профессионалы могли приехать к клиенту — будь это проектировщик, монтажник или просто конечный заказчик — и на профессиональном уровне, с высоты своего богатого опыта, терпеливо всё объяснить, ответить на вопросы и продемонстрировать продукцию в том свете, в котором потребитель её видит и понимает.
Какие основные вехи развития компании на российском рынке вы считаете главными?
А.К.: Я бы рассматривал основные вехи развития компании WOLF в Российской Федерации в двух периодах. Первый — это конец 1990-х годов, когда наши партнёры брали продукцию WOLF в Германии, привозили в Россию, реализовывали, знакомили с ней рынок. Потребители постепенно почувствовали качество, убедились в положительных эксплуатационных характеристиках и получили опыт эксплуатации. Это стало первым положительным этапом развития компании.
Вторая важная веха — принятие головной компанией решения об открытии в 2012 году дочернего предприятия на территории Российской Федерации. Это позволило весь накопленный опыт использовать уже штатными сотрудниками компании WOLF для помощи существующим партнёрам, дальнейшего развития бренда, ознакомления всё большего числа потребителей с высококачественной продукцией, а также для внедрения и поддержки оборудования.
Какие же новинки в области отопительного оборудования ваша компания представила российским потребителям в последнее время? Что заслуживает пристального внимания потребителя?
А.К.: Действительно, вы правы — в последние годы было сделано очень много новинок. Немало было представлено на российском рынке в конце прошлого года и в начале текущего. И в ближайшие пару месяцев мы также планируем порадовать потребителей новой техникой.
Но следует отметить, что авангардным продуктом в области отопления является настенный конденсационный котёл FGB, который появился в конце прошлого года. Его популярность явно набирает обороты, как на рынке, в продажах, так и в ассортименте всей нашей продукции.
Был выпущен напольный конденсационный котёл MGK-2 в мощностях до тысячи киловатт с возможностью подключения в каскад. Также был выпущен котёл FGG для рынка традиционных котлов — всё ещё существующего и достаточно большого и очень важного рынка.
Выпущены модули для возможности подключения к котлам через Интернет. Потребителям в последнее время становится всё ближе модное слово «диджитализация». Теперь пользователи, сервисные компании могут спокойно зайти и дистанционно посмотреть, что же происходит с тем или иным установленным котлом компании WOLF. Причём неважно, где он находится.
Один из важных рыночных трендов — это диверсификация. Компании стремятся осваивать новые сегменты. У компании WOLF есть вентиляционное направление. В каком состоянии это направление пребывает, что нового создано и каковы перспективы его развития?
А.К.: Вентиляционное направление традиционно очень сильное, особенно в России. Если спросить проектировщиков: «Какие иностранные производители вентиляционного оборудования вам известны?», то обязательно будет назван бренд Wolf. Это связано с тем, что мы много работаем с проектировщиками, реализовываем очень крупные проекты. У нас действительно широкий модельный ряд продукции, способный удовлетворить любые требования заказчиков, как на базе типовых модулей, так и полностью индивидуально разработанных вентиляционных установках. Эта тема востребована и она развивается.
Вы совершенно правы, когда говорите о необходимости диверсификации. И если в прошлом, когда говорили о вентиляции Wolf, всегда подразумевали сложные вентиляционные установки для бизнес-центров, чистых помещений, аэропортов, больничного применения и медицинских учреждений, бассейнов… Однако WOLF не стоит на месте. И в настоящий момент идёт запуск нового направления — бытовая вентиляция серии CWL. Это более компактные климатические системы, которые можно использовать в квартирах, в коттеджах, в двух-трёх семейных домах. Они меньше по своему размеру, энергосберегающие, эффективные и при этом достаточные по воздухообмену.
Вы упомянули, что WOLF развивает бытовое вентиляционное направление. Наверняка это стало результатом исследования рыночного спроса. Скажите, а какие основные тенденции спроса и технологий вы видите в охватываемых вами сегментах в целом? Чем вы объясните именно такие тенденции, и каким образом WOLF обеспечивает развитие своего бизнеса в их русле?
А.К.: Действительно, были проведены исследования рынка. Наши потребители, обычные люди, всё больше уделяют внимание простым вещам в области энергосбережения, а также в области состояния воздуха в помещениях. То есть клиенты хотят, чтобы воздух был в помещении не просто свежим, но ещё и чистым. При этом они рассчитывают, что энергии для решения этой задачи должно затрачиваться как можно меньше.
Наше изучение показало: первое — спрос есть, и он растёт, второе — что начинают использоваться вентиляционные установки небольших размеров с рекуператорами внутри. И с оглядкой на это компания WOLF предлагает сейчас рынку несколько вариантов бытовых установок именно с рекуперацией воздуха для того, чтобы приобретаемое оборудование было ещё более энергосберегающим и энергоэффективным.
Что касается тенденций в отопительном сегменте, то это отражается в статистике — мы видим по своему спросу, что идёт активное развитие сегмента конденсационной техники. Опять-таки, это связано с тем, что люди задумываются об энергосбережении. Всё больше используется такого оборудования в загородных домах, в коттеджах, так как всё чаще выбор падает на напольное отопление, где требуются низкотемпературные режимы.
Ещё один интересный тренд — в сегменте котлов, в том числе конденсационных мощностью до ста киловатт, напольные котлы потихонечку замещаются настенными котлами. И мы со своим ассортиментом полностью готовы к этому.
Другой очень интересный тренд, связанный с так называемой «диджитализацией», о которой я упоминал — всё больше сервисных компаний и потребителей хотят иметь возможность дистанционно проконтролировать, что происходит у них с котлом в здании в реальном режиме времени. Как изменяются технические параметры, больше интересует сервисные компании, обслуживающие эти дома. Потребители, если они не живут всю неделю в доме, хотят иметь возможность дистанционно включить оборудование на выходные, поменять температуру.
Компания отвечает на все перечисленные тенденции своими разработками, и могу сказать, что мы делаем достаточно большой упор на сегменте конденсационных настенных котлов, бытовой вентиляции, а также в области автоматизации и возможности дистанционного доступа к нашей технике.
Для доступности оборудования WOLF нужно думать не только о технологиях, но ещё и о цене. Насколько известно, цена уменьшается при локализации производства на территории страны-потребителя. Раньше руководство WOLF откладывало решение о строительстве завода. Сегодня топ-менеджмент компании руководства остаётся на прежней позиции?
А.К.: Если посмотреть на предыдущую позицию руководства в этом вопросе, то она базировалась на утверждении, что Россия является фокусным рынком для компании WOLF GmbH. Существует стратегия, согласно которой у компании происходит глобализация. И за счёт того, что происходит географическое расширение, Россия ещё в 2012 году была названа фокусной и остаётся таковой и ныне.
В текущем году был принят обновлённый пятилетний план развития российского подразделения. Согласно ему, идёт постоянное обсуждение и рассмотрение вопроса о необходимости так называемой «локализации производства».
На сегодняшний момент позиция компании WOLF не поменялась в той части, что, как только рынок будет готов и появится необходимость реализовывать достаточно большое количество продукции под брендом Wolf, компания пойдёт на это и откроет локальную производственную площадку. Пока же с экономической точки зрения это нецелесообразно. Кроме того, возможности производственных мощностей в Германии позволяют полностью обеспечивать рынок продукцией.
Для того чтобы компания оставалась конкурентоспособной, нужно постоянно поддерживать имидж бренда, доводить до потребителей соответствующие сведения о оборудовании. Одним из инструментов для решения этой задачи является обучение. У компании WOLF есть специальная академия. Что за слушатели к вам в основном приходят? Это «очники» или специалисты, которые предпочитают вебинары?
А.К.: Спасибо. Интересный вопрос. Действительно, у нас есть «Академия WOLF». Обучение, которое там проходит, имеет разные форматы. Есть очные, есть заочные — вебинары. Есть технические, а есть обзорные. Есть такая необычная форма, как «дни открытых дверей» на территории партнёров.
Академия стала очень активно развиваться в прошлом году. За 2016 год было обучено практически 600 человек и было проведено около 50-ти с небольшим мероприятий. По состоянию на сегодня, в 2017 году, у нас обучено уже 1453 человека. Проведено 84 очных мероприятия. Заочных мероприятий и вебинаров — 21. На последних присутствовало около 200 человек из 64 городов России, а также подключались люди из Беларуси и Казахстана. В 2017 году, в целом, мы уже провели 131 мероприятие различного формата.
На наших технических семинарах монтажники жадно поглощают новые знания. Интересно, что иногда они делятся с нами своими. Это позволяет нам дополнительно модернизировать наши программы, использовать «опыт с передовой» в качестве наглядных примеров при работе с новыми студентами.
Важный аспект: учащиеся просят давать информацию достаточно кратко, сжато, для того чтобы за единицу времени усвоить больше и успевать обслуживать больше объектов.
Это говорит о том, что время сейчас непростое, но работа у людей есть. Главное — успевать получать новые знания и грамотно использовать их.
ФОТО
Александр Климович, генеральный директор компании ООО «Вольф Энергосберегающие системы»