ФАС, изучив идею Роснефти, готов обратиться к президентской комиссии по ТЭК с предложением выделить транспортную составляющую из Газпрома — с целью получить прозрачное тарифообразование.
Эксперты Центра энергетической экспертизы прокомментировали последствия такого шага как для страны, так и Газпрома.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
В первую очередь, совершенно не факт, что это предложение будет принято. Даже для рассмотрения. Во-вторых, сделать процесс ценообразования прозрачным можно и менее радикальными способами. В-третьих, если даже допустить, что решение будет принято, то всё будет зависеть от того, в какой именно форме это будет осуществлено.
Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»:
Выделение транспортировки в отдельное дочернее предприятие придаст значительную финансовую прозрачность всему этому процессу. Будет понятно, сколько точно стоит транспортировка, сколько – добыча.
Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:
Если предложение ФАС будет реализовано, то это будет иметь катастрофические последствия. Теоретически декларируется выделение из Газпрома транспортной составляющей, якобы это поможет увеличить прозрачность в тарифообразовании. В реальности же речь идет совсем о другом, а именно о реструктуризации Газпрома с выделением его газотранспортной составляющей, некоей компанией «Трансгаз». А там и до аналогии – «сделаем как в нефтяной отрасли!» – рукой подать. Это значит, что экспорт разрешен всем, а пресловутый Трансгаз только транспортировкой занимается. Остальные же части реструктуризованного Газпрома купит Роснефть, Новатэк или Лукойл.
Все комментарии см. на сайте Центра энергетической экспертизы