Стартап Sinonus разрабатывает новый вид многофункционального углеродного волокна для коммерческого применения. Этот чудо-композит позволит значительно снизить вес не только за счет своей невероятной легкости, но и потому, что он будет выполнять функцию набора электродов. Материал станет силовым элементом конструкции, избавив от необходимости использования отдельного громоздкого аккумуляторного блока. Компания считает, что этот инновационный подход к хранению энергии может революционизировать все, начиная от электросамолетов и заканчивая ветряными турбинами, пишет New Atlas.
Шведы уже давно работают над созданием структурных композитов, способных накапливать электроэнергию. Так, ученым Шведского технологическом университета Чалмерса удалось найти определенный вид углеродного волокна, обладающий идеальным сочетанием электропроводности и структурной жесткости. В конечном итоге они создали прототип «безмассовой» углеродной батареи.
В 2022 году университет и венчурная фирма Chalmers Ventures выделили проект в собственную компанию Sinonus. Этот стартап позиционирует себя как разработчика «многофункциональных» материалов, которые выполняют две или более задач, стремясь таким образом к общей экономии ресурсов.
«Безмассовая» батарея, показанная исследователями Технологического университета Чамерса в 2021 году, послужила ранним прототипом Sinonus (источник: Sinonus)
Возьмем, к примеру, электромобиль. В нем система из углеродного волокна, выполняющая функции аккумулятора будет весить столько же или даже меньше, чем традиционные силовые элементы из стали и алюминия. При этом у нее будет огромное преимущество: она сможет запасать собственную энергию без необходимости использования большой и тяжелой аккумуляторной батареи.
В этом месяце компания Sinonus назначила Маркуса Зеттерстрема новым генеральным директором. Он будет отвечать за коммерциализацию углеродного волокна, которое сможет выполнять функцию электродов. Хотя компания пока не прогнозирует, когда эти усилия по коммерциализации приведут к появлению первых готовых к продаже продуктов, технология значительно продвинулась вперед со времен первых прототипов.
Sinonus заявляет, что уже доказала работоспособность своей концепции в лабораторных условиях, заменив батарейки AAA своим углеродно-электродным аккумулятором в устройствах с низким энергопотреблением. Однако, чтобы достичь поставленных целей, компании предстоит значительно увеличить мощность.
Батарейный элемент Sinonus в лаборатории (источник: Sinonus)
В компании признают, что накопление электроэнергии в углеродном волокне, возможно, никогда не станет таким же эффективным, как в традиционных батареях. Но на уровне всей системы можно добиться больших преимуществ за счет отказа от громоздких аккумуляторов. Компания не публиковала данные о плотности энергии для своей концепции батареи, но лабораторный прототип 2021 года имел ничтожную плотность 24 Втч/кг.
Sinonus не теряет оптимизма, ссылаясь на исследование, которое показало, что силовые элементы из углеродного волокна могут увеличить запас хода электромобилей на 70%. Компания даже видит потенциальную выгоду в более низкой плотности энергии. По мнению Sinonus, это устранит летучие химические вещества и высокую концентрацию энергии, характерные для традиционных батарей, что в конечном итоге снизит риск сбоев. Стоимость этой технологии пока неизвестна.