Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Сохранить наследие

2733 0
20 July 2009

Новости по теме:

Еще не так давно в нашей стране основной аудиторией музеев считались интеллектуальная элита и подрастающее поколение. Однако за последнее десятилетие их посещаемость увеличилась в десять раз. Подстраиваясь под интересы посетителей, музеи нередко становятся неплохим местом семейного и молодёжного отдыха. В современном музее можно отдохнуть в кафе, посетить выбранный выставочный зал или лекторий, прогуляться в парке, а в западных музеях, ещё больше расширивших спектр развлечений, прийти на молодёжную вечеринку, встретиться с приглашёнными знаменитостями. Несмотря на сегодняшнюю многофункциональность, главной функцией музеев остаётся хранение исторических и культурных ценностей. Чем быстрее растёт популярность музеев, тем большее внимание стоит уделить поддержанию музейного микроклимата. Музейный микроклимат – совокупность основных факторов, влияющих на сохранность экспонатов: температуры и относительной влажности воздуха, его чистоты, а также освещения. Оптимальное сочетание этих факторов и обеспечивает необходимые условия для хранения экспонатов. В этой статье будут рассмотрены влияние изменений составляющих микроклимата на сохранность экспонатов, рекомендации и технологические средства по созданию благоприятных условий в музеях. Температура и относительная влажность воздуха Технологические нормы и требования Для музейного микроклимата решающую роль играет показатель относительной влажности - отношение количества водяного пара, которое содержится в воздухе, к максимально возможной температуре. Идеальными условиями для сохранности экспонатов является поддержание единого температурно-влажностного режима в залах и хранилище музея. Согласно технологическим нормам, параметры воздуха в этих помещениях должны быть следующими: возможно колебание температуры от 16С0 зимой до 24С0 летом (наиболее предпочтительная температура: 18-22С0). При этом относительная влажность воздуха необходимо поддерживать в пределах 55% (допускается смещение показателя влажности до 5% в сторону повышения или понижения). Столь строгие требования объясняются особенностями экспонатов. Например, для изделий из дерева, картин идеально постоянное поддержание влажности материала в пределах 4-6%, что можно достичь при относительной влажности воздуха 50-60%. Но сделать это без использования дополнительных технологических средств довольно сложно, так как колебание температурно-влажностного режима зависит от многих условий: климата местности, особенностей отопительной и вентиляционной систем, проветривания помещений, посещаемости музея. Опасности нестабильного температурно-влажностного режима в музее Если в залах и хранилище музея отмечаются нестабильность температурно-влажностного режима, экспонаты подвергаются биологической (воздействию насекомых, грибков и т.д.), химической и физической порче (деформации). Среди наиболее распространенных химических реакций, разрушающих экспонаты, можно назвать коррозию металлов, запотевание стекла, выцветание красок, изменение структуры материалов. В условиях повышенной влажности серебро темнеет; а такие ткани, как хлопок, лён, шёлк и шерсть, быстрее выцветают. Если при этом на ткань воздействует свет, она теряет плотность и истончается. Экспонаты из стекла также подвержены разрушению под влиянием повышенной влажности. В процессе выщелачивания стекло становится хрупким, мутным и расслаивается. В геологических музеях в условиях повышенной влажности пириты железа видоизменяются в сульфат железа и серную кислоту. Деформации подвержены экспонаты из материалов, обладающие свойством гигроскопичности, - кожа, дерево, пергамент, текстиль. При повышении уровня влажности в помещении они впитывают влагу и разбухают, а при понижении, наоборот, ссыхаются. Если перепады уровня влажности происходят часто, предметы теряют форму, покрываются трещинами. Чистота воздуха Не менее важна для сохранности экспонатов чистота воздуха. Загрязняющие газы, особенно сконцентрированные в воздухе больших городов, проникая в музейное помещение, наносят вред экспонатам. Например, сернистый газ оказывает разрушающее воздействие на бумагу. Аммиак, вступая в реакцию с сернистой кислотой, разрушает и обесцвечивает краски картин, портит ткани. От пагубного влияния сероводорода темнеют изделия из серебра и меди. Помимо газов с приточным воздухом в здание музея могут попадать и другие загрязнители, такие как сажа, пыль, являющаяся средой для развития различных вредителей, дым, оказывающий влияние на изменение влажностного режима. Освещение Свет также оказывает значительное влияние на сохранность экспонатов. В зависимости от свойств материалов экспонаты разделяют на светостойкие (гипс, стекло, металл, камень и другие) и подверженные негативному влиянию света (в меньшей степени – масляная живопись, в большей – ткани, мех, акварель, бумага). Что касается картин, как плохая, так и чрезмерная освещённость помещения может стать причиной повреждения живописи. Если света недостаточно, краски картин заметно темнеют, быстрее размножаются различные вредители, портящие холст. Чрезмерно яркий свет наносит картинам не меньший вред, чем перепады температуры и влажности. Естественный и искусственный свет могут стать причиной видимых (искажение цветов) и невидимых (порча холста и других материалов картины) разрушений живописи. Больший вред наносит экспонатам прямой солнечный свет из-за ультрафиолетового излучения. Спектральный состав люминесцентных ламп приближается к дневному свету, поэтому они тоже представляют опасность для музейных ценностей. Обычные лампы накаливания не оказывают пагубного влияния на живопись, так как их спектр на 80% состоит из инфракрасного излучения. Процесс выгорания напрямую зависит от уровня влажности в помещении. Если воздух в музее сухой, то даже при сильном солнечном облучении выгорание экспонатов не будет столь интенсивным, как в условиях сильно повышенной влажности. Системы микроклимата и рекомендации по созданию оптимальных условий в музее Чтобы избежать порчи исторических ценностей и сохранить экспонаты, необходимо отрегулировать и поддерживать оптимальный температурно-влажностный режим в залах и фондах музея. Здание музея обычно оборудуется центральным водяным отоплением. В холодный период отопление обогревает здание, но для поддержания постоянной температуры необходимы качественная теплоизоляция конструкций, наличие систем вентиляции и кондиционирования. Для эффективного вывода паров из помещений рекомендуется утеплять внешние стены с помощью устройства фасадной системы. Например, система ROCKWOOL ROCKFACADE с тонким штукатурным слоем содержит только минеральные компоненты, что обеспечивает ее высокую паропроницаемость. А это, в свою очередь, позволяет избежать конденсации влаги в толще утеплителя или на внешней поверхности стены. Таким образом внутри здания сохраняется здоровый микроклимат и увеличивается срок службы сооружения. Кровля также нуждается в утеплении качественными, долговечными и паропроницаемыми теплоизоляционными материалами. Наиболее оптимальный вариант с точки зрения эффективности и безопасности – продукция на основе каменной ваты (группа минераловатной теплоизоляции). Дополнительные рекомендации по созданию оптимальных условий микроклимата в музее Устроить витрины с сухим воздухом или инертным газом для отдельных экспонатов. Использовать индивидуальный подход к проектированию систем вентиляции и кондиционирования с возможностью дальнейшего регулирования температуры и влажности в залах музея. Создать правильное освещение (например, использовать лампы накаливания в галереях вместо люминесцентных). Не допускать длительного воздействия на экспонаты солнечного света с помощью солнцезащитных устройств на окнах. Применять теплозащитные стекла для дополнительного контроля за температурой в помещении. Благодаря встроенной системе автоматического круглосуточного и круглогодичного контролирования параметров воздуха значительно облегчить регуляцию температурно-влажностного режима способны кондиционеры. Для эксплуатации в музеях подходят, например, прецизионные кондиционеры, отличающиеся высокой точностью контроля и управления температурой и влажностью, надежностью в эксплуатации и полной совместимостью с системами управления микроклиматом. Перед выставочными залами устанавливают вентиляторные доводчики, где смешиваются и подогреваются до нужной температуры потоки приточного и рециркуляционного воздуха, пишет портал "Ваш Дом". Ночью целесообразно остановить центральные приточные агрегаты, если, конечно, в помещении музея уровень влажности не превышает нормы - 50-60%. Днём, когда музей открывается для приёма посетителей (температура и влажность увеличиваются), для поддержания требуемых параметров воздуха дополнительно используются вентиляторы. В музеях отмечается неравномерность посещения различных залов людьми, поэтому на приточных воздуховодах устанавливают датчики, способные регулировать приток воздуха в зависимости от температуры в помещении. Это позволяет контролировать параметры воздуха, ориентируясь на реальное количество посетителей на данный момент. Для очистки воздуха используют фильтры - в основном, тонкой очистки. Их устанавливают на вентиляционных агрегатах так, чтобы приточный воздух проникал в залы максимально очищенным. Кроме того, в музеях обязательно действует центральная система пылеудаления. Основное условие создания благоприятного микроклимата в музеях – поддержание единого температурно-влажностного режима. Колебания влажности в течение дня должны быть минимальными. Благодаря современным разработкам в области систем микроклимата и строительных материалов существуют все возможности для сохранения культурных и исторических ценностей человечества. по информации www.airweek.ru
Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your E-mail *

Your message