В связи с изменением требований Минприроды к ввозу холодильников и кондиционеров возникло много вопросов по лицензированию этой продукции.
Предлагаем вашему вниманию публикацию Дмитрия Кузина, Исполнительного директора АПИК:
«Уважаемые коллеги,
ситуация с ввозом оборудования, заправленного 410-м хладагентом и другими смесевыми газами резко ухудшилась. Таможня перестала пропускать оборудование на смесях без соответствующей лицензии. По-прежнему нет никаких официальных писем с разъяснениями по этому поводу.
Обращения в официальные органы и СМИ результатов пока не дают. Пример тому — совещание в Минпромторге РФ 18.11.2024 г., куда представителей бизнес-сообщества таки наконец-то пригласили для обсуждения в формате ВКС вопроса о разрешительном порядке ввоза продукции, заправленной смесями гидрофторуглеродов. Присутствовали представители Минприроды, ФАС, ФТС, Минпромторга, Минэкономразвития и прочая и прочая. Между тем, никакого желания обсуждать этот вопрос со стороны чиновников не наблюдалось. Несмотря на все наши доводы о необходимости введения переходного периода и моратория на разрешительный порядок ввоза продукции, содержащей охлаждающие смеси, в том числе содержащие R410a, упрощения и удешевления процедуры лицензирования, мы так и не были услышаны. Профильные министерства и ведомства сослались на ЕЭК, откуда они ждут разъяснений в ответ на свое письмо по данному вопросу. Рефреном в ходе дискуссии звучала фраза, что «мы очевидно не сможем решить сейчас и здесь эту проблему». Никаких попыток в плане хотя бы зафиксировать наши вопросы, а тем более предложить свои варианты решения, продемонстрировано не было. И отчаянный вопрос «Что нам делать с сотнями контейнеров на таможне с техникой на 410-м?» так и остался без ответа. «Это не наша зона ответственности», «мы вам не почта, чтобы передавать ваши письма в другие инстанции», «давайте уже заканчивать, отключайтесь, у нас очень много дел» — вот, что мы услышали в свой адрес.
Между тем, известно, что «разъяснение норм права ЕАЭС и действий органов власти отдельных стран-членов в отношении контролируемых товаров не входит в компетенцию комиссии. Подобные разъяснения могут давать органы власти в странах, уполномоченных на выдачу разрешительных документов на ввоз и вывоз продукции, содержащей контролируемые вещества». Проще говоря, объясняться по поводу того, что происходит на нашей российской таможне, должны как раз российские министерства, а не ЕЭК.
Между тем, волюнтаристский подход господ из Минприроды РФ уже приводит к прямым финансовым убыткам компаний импортёров. Стоимость хранения одного 40 футового контейнера, на срок получения лицензии, по предварительным подсчётам, составляет от 600000 до 1000000 рублей, в зависимости от площадки СВХ, при этом ресурсы хранения в портах практически исчерпаны. Перспектива — срывы поставок в федеральные торговые сети, магазины, а также просрочка платежей кредитно-финансовым организациям и, как следствие, штрафы с их стороны. Заметим, смесевыми хладагентами заправляется от 40% до 60% промышленных и бытовых кондиционеров и более 70% бытовых холодильников, холодильных прилавков и холодильных машин, которые в России большей частью не производятся. А дальше — перебои с поставками кондиционеров и холодильников в нашу страну, которые, в итоге, приведут к дефициту и спекулятивному росту цен на эту продукцию.
К сожалению, оформление лицензии для ввоза оборудования, содержащего охлаждающие смеси, которое уже фактически ввезено, но не прошло импортное таможенное оформление, не представляется возможным. Равно как и для оборудования, которое находится в пути. Оформление лицензии занимает, в среднем, 45 суток (в Казахстане — неделя). Стоит лицензия порядка 250000 рублей на каждый вид оборудования на соответствующий контракт поставки на конкретном хладагенте (в Казахстане порядка 7000 рублей). С учётом новогодних праздничных дней, расходы на хранение контейнеров и штрафы на срывы поставок будут исчисляться миллиардами рублей. Каких-то телодвижений в сторону упрощения и удешевления процедуры лицензирования в ответственных за это самое лицензирование российских министерствах и ведомствах, не наблюдается.
По мнению российского бизнес-сообщества, одним из самых оперативных и безболезненных способов урегулировать сложившуюся ситуацию будет срочное введение моратория на лицензирование оборудования, заправленного охлаждающими смесями, ввозимого на территорию России, до 1 марта 2025 года.
Дмитрий Кузин, Исполнительный директор АПИК»