Городской общественный транспорт обеспечивает существенную сокращение парниковых выбросов, поэтому при оценке рентабельности метрополитена, автобусных и троллейбусных парков стоит учитывать стоимость сэкономленного CO2. Такое мнение выразил нобелевский лауреат, председатель Международного комитета по вручению премии «Глобальная энергия» Рае Квон Чунг, выступая на форуме «Зелёные города БРИКС». Мероприятие прошло в Москве 18 сентября 2024 г. в рамках форума БРИКС «Облачные города».
Источник фото — Хайтек Плюс
Стоимость тонны CO2 на рынках торговли углеродными единицами варьируется от $20 до $100 за тонну. «Развитие общественного транспорта снижает потребность в использовании автомобилей и, тем самым, ведет к сокращению углеродного следа. Этот вклад необходимо учитывать при оценке экономической эффективности метрополитена и автобусов», — подчеркнул Чунг. По его мнению, изменения требуются и в международном учете эмиссии CO2: выбросы углерода следует учитывать не только при производстве, но и при потреблении углеродоемкой продукции; в этом случае цена углерода будет влиять на стоимость импортируемых товаров, что позволит избежать «утечки» углерода из развитых стран в развивающиеся и поможет добиться глобального сокращения выбросов.
Изменения необходимы и для того, чтобы дополнить принцип «сверху вниз», используемый сегодня государством и бизнесом, принципом «снизу вверх». Речь идет о распространении принципов ответственного потребления, которое обеспечит вклад каждого потребителя в исполнение общенациональных обязательств, взятых в рамках Парижских соглашений по климату.
По мнению Чунга, большой потенциал для применения низкоуглеродных решений существует и в России: к числу таковых он, в частности, отнес производство «голубого» водорода, предполагающее улавливание и захоронение CO2.