Учёные из Университета Линчёпинга в Швеции разработали новый тип аккумулятора, который может произвести революцию в обеспечении электроэнергией стран с низким уровнем жизни. Основой разработки стали цинк и лигнин — дешёвые и экологически чистые материалы. Новый аккумулятор способен выдерживать более 8000 циклов перезарядки, сохраняя около 80% своей ёмкости, и его можно масштабировать до размеров автомобильного аккумулятора.
Руководитель исследования, профессор Лаборатории органической электроники Реверант Криспин, отметил, что в тропических странах, где активно используются солнечные панели, по вечерам возникает проблема с отсутствием электричества. Новая батарея, хотя и уступает по производительности дорогим литий-ионным аккумуляторам, может стать решением для таких ситуаций, потому что позволяет накопить избыток энергии днём и использовать её после захода солнца.
Проблемой цинковых батарей всегда была их нестабильность из-за взаимодействия цинка с водой в электролите, что приводит к образованию водорода и дендритов. Чтобы решить эту проблему, исследователи использовали специальный водно-полимерный электролит на основе полиакрилата калия (суперабсорбент, SAP). Это позволило значительно повысить стабильность батареи при заряде-разряде.
Зияуддин Хан, второй автор исследования, указал на преимущества нового аккумулятора перед литий-ионными батареями, которые, хотя и эффективны при правильном использовании, могут быть взрывоопасными, сложными в переработке и вредными для экологии. Новая батарея предлагает более безопасную и дешёвую альтернативу, особенно в тех случаях, когда высокая плотность энергии не является критической.
Опытные образцы батарей, созданные в лаборатории, пока небольшие, но учёные утверждают, что технология позволяет создавать батареи большего размера. Разработка финансировалась несколькими шведскими научными фондами и государственными программами, включая Wallenberg Wood Science Centre, Шведский научный совет и другие.
Криспин также подчеркнул, что Швеция, как инновационная страна, может помочь другим государствам в переходе на «зелёные» технологии энергообеспечения, что поможет избежать климатической катастрофы при строительстве инфраструктуры.