Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

Море вместо суши: три ключевых тренда в европейской ветроэнергетике

1018 0
11:16 06 March 2024

Ввод мощности морских ветроэлектростанций (ВЭС) в Европе в 2023 г. достиг 3,8 гигаватта ( ГВт). Это рекордный показатель за последнее десятилетие, следует из данных ежегодного доклада ассоциации WindEurope. Половину ввода ВЭС обеспечили Нидерланды, где регулярную выработку электроэнергии начали морские ветроустановки общей мощностью 1,9 гигаватта ( ГВт), а остальную половину — Великобритания (833 мегаватта, МВт), Франция (360 МВт), Дания (344 МВт), Германия (329 МВт) и Норвегия (35 МВт).

Цена vs надежность

Несмотря на это, морские ветрогенераторы пока что уступают наземным по годовым темпам ввода в Европе (3,8 ГВт против 14,5 ГВт в 2023 г.). Одной из причин является более высокая капиталоемкость: по оценке Международного энергетического агентства, (МЭА), ввод одного киловатта ( кВт) мощности морских ветрогенераторов в странах ЕС в 2022 г. обходился в среднем в $3420, тогда как ввод наземных — в $1750 на кВт (более поздних данных нет). Однако морские ветроустановки могут обеспечить более надежное энергоснабжение. Если среднегодовая загрузка наземных ветроустановок в Европе в период с 2018 по 2023 гг. составляла менее 25%, то загрузка морских колебалась вблизи отметки в 35%.

Согласно прогнозу WindEurope, ввод морских ветрогенераторов в Европе к 2030 г. достигнет 31,4 ГВт и, тем самым, превзойдет аналогичный показатель для наземных установок (27,6 ГВт). Одним из драйверов может стать развитие новых технологий. Речь, в частности, идет о внедрении установок пирамидального типа, которые, в отличие от классических «мельничных» аналогов, имеют вместо одной — четыре смыкающиеся башни, расположенные на пирамидальном основании и удерживающие на своей вершине лопасти. Такая конструкция должна обеспечить устойчивость ветроустановок к морским волнам и, как следствие, облегчить их эксплуатацию.

Обновление парка ВЭС

Другим важным трендом является постепенное устаревание парка ветрогенераторов. Если в 2023 г. общая мощность ветроустановок со сроком эксплуатации в 20 и более лет составляла в Европе 22 ГВт, то к 2030 г. этот показатель достигнет 52 ГВт. Это потребует модернизации ветроэлектростанций (ВЭС), то есть монтажа новых установок вместо отработанных старых. Этот процесс происходит уже сейчас: по данным WindEurope, в 2023 г. было выведено из эксплуатации 736 МВт мощности ветроустановок и еще 1,5 ГВт подключено к сети после модернизации, а к 2030 г. эти показатели достигнут 5,2 ГВт и 50 ГВт соответственно.

Это повлияет на структуру парка ветрогенераторов: в 2023 г. общая мощность европейских ВЭС составляла 273 ГВт, из них 6 ГВт приходилось на модернизированные ВЭС, а 267 ГВт — на новые, тогда как к 2030 г. установленная мощность модернизированных ВЭС достигнет 36 ГВт, а новых уже 470 ГВт. Модернизация ВЭС будет сводиться, в том числе, к установке турбин более высокой мощности, которые получают все большее распространение. Средняя мощность наземных ветроустановок в Европе выросла с 2,5 МВт в 2014 г. до 4,5 МВт в 2023 г., а морских — с 3,8 МВт до 9,7 МВт.

Кластер на северо-западе Европы

Важным трендом для отрасли является и развитие ветроэнергетического кластера в Северном море. Неслучайно страны, расположенные в его акватории, принадлежат к числу стран-лидеров по доле ветрогенерации в структуре энергоспроса. Если в среднем по Евросоюзу на долю ВЭС в 2023 г. приходилось 19% потребления электроэнергии, то в Дании — 56%, в Германии — 31%, в Великобритании — 29%, а в Нидерландах — 27%. Благодаря новым проектам эта доля в ближайшие годы будет расти: например, в Дании до 2030 г. должно быть введено в строй 6,6 ГВт морских ветрогенераторов, в результате чего установленная мощность морских ВЭС достигнет 9,3 ГВт.

Высокая концентрация морских ветроустановок приведет к формированию профицита электроэнергии, который можно будет направлять на снабжения электролизных установок для дальнейшего производства водорода. Тем более что модернизация действующих в северо-западной Европе газопроводов может облегчить задачу транспортировки H2.

Comments
  • В этой теме еще нет комментариев
Add a comment

Your name *

Your E-mail *

Your message