Национальная комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC), главный орган КНР по государственному планированию, и Национальное энергетическое управление (NEA) опубликовали «Уведомление об углублении рыночно-ориентированной реформы тарифов на новую энергию для содействия высококачественному развитию новой энергетики».
В документе формулируется новая политика в области цен и тарифов на возобновляемую (солнечную и ветровую) электроэнергию. На смену административно устанавливаемым фиксированным тарифам приходит рыночное ценообразование.
Сегодня электросетевые компании Китая отвечают за закупку всего объема электроэнергии по гарантированной цене в соответствующих зонах покрытия.
В соответствии с Уведомлением, вся электроэнергия от новых проектов солнечной и ветровой энергетики будет «поступать на рынок электроэнергии, и цены на электроэнергию будут формироваться путем рыночных сделок». Под новое регулирование подпадают объекты, которые будут введены в эксплуатацию после 1 июня 2025 года.
«С широкомасштабным развитием новой энергетики фиксированная цена на электроэнергию не может в полной мере отражать рыночные спрос и предложение и не предполагает справедливой ответственности за регулирование энергосистемы», — поясняют авторы.
По итогам 2024 года суммарная установленная мощность солнечной и ветровой энергетики превысила 1400 ГВт. Этого больше, чем установленная мощность угольных электростанций Китая. Согласно планам китайского правительства, впервые сформулированным в 2020 году, КНР должна была довести мощности солнечной и ветровой энергетики (суммарно) до 1200 ГВт к 2030 году. Эта планка была достигнута уже в июле 2024 года.
Капитальные затраты и стоимость ВИЭ-электроэнергии снижаются, а фиксированные цены в течение длительного времени остаются без изменений, что и привело к такому бурному росту «сверх плана». Теперь регуляторы хотят «урезать» сверхдоходы инвесторов в объекты солнечной и ветровой энергетики и ввести рыночное ценообразование.
NDRC и NEA заявляют, что отныне новые источники энергии «будут справедливо нести расходы на регулирование энергосистемы».
В то же время развитие ВИЭ — это приоритет китайской энергетической политики. Поэтому, чтобы обеспечить дальнейшее динамичное развитие отрасли, китайские власти вводят механизм «урегулирования цен для устойчивого развития новой энергетики». Здесь они не изобретают велосипед, а берут механизм «контрактов на разницу», давно практикуемый в Великобритании, в первую очередь, и обеспечивающий инвесторам в ВИЭ понятный поток доходов [«Контракты на разницу» (contracts for difference или CfDs), предполагают установление контрактной цены, которая гарантируется производителю. Если рыночная цена превышает цену контракта, генератор возмещает разницу. И наоборот, если оптовая цена ниже, генератор получает разницу]. В Китайском случае управлять работой механизма, включая проведение расчетов, будут электросетевые предприятия.
NDRC ожидает, что новая политика не окажет существенного влияния на цены для конечных потребителей. Однако «впоследствии цены на электроэнергию для промышленных и коммерческих пользователей будут колебаться в зависимости от спроса и предложения электроэнергии, развития новой энергетики и других факторов».