Plumbing. Heating. Conditioning. Energy Efficiency.

К столичным батареям подключили новый финансовый механизм

3775 1
13:35 15 November 2023

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий столичным властям право перейти на отличную от других регионов систему расчета за отопление в жилых домах. Речь идет о правительственных поправках, которые были внесены в Госдуму для «недопущения роста социальной напряженности». Закон призван не допустить повторение конфликтных ситуаций 2022 года, когда после непривычно холодной в последние годы зимы горожане получили платежки с требованием внушительной доплаты за отопление. Поправки дают властям возможность задействовать механизм более равномерного перерасчета потребления тепла за последние три-пять лет, считают эксперты.

Подписанный главой государства закон вносит правки в ст. 157 Жилищного кодекса РФ и ст. 4 федерального закона «О статусе столицы РФ». Столичным властям дается право устанавливать «особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению». Что это за «особенности», в законе не говорится, — их должны определить подзаконным актом правительства Москвы. В документе лишь указано, что «особенности» относятся к расчету «среднемесячного объема потребления тепловой энергии» и служат «целям равномерной оплаты» услуги.

Соответствующий законопроект был внесен правительством РФ в Госдуму в апреле 2023 года и принят 2 ноября 2023 года. В пояснительной записке к нему говорилось, что поправки подготовлены для «предотвращения значительного увеличения платы» за услуги ЖКХ, связанного «с годовыми климатическими колебаниями».

Напомним, в 2022 году москвичи массово стали возмущаться из-за неожиданного роста платы за отопление. Так, жители ряда районов столицы обнаружили в платежках за февраль 2022 года требование доплаты за отопление на суммы до 12 тыс. руб.

Ситуацией занялись в ФАС, а городские власти временно заблокировали онлайн-систему оплаты квитанций. В итоге в мэрии подтвердили обоснованность доплат, связав их с повышенной нагрузкой на отопительные системы из-за холодной зимы 2021 года, но пообещали «растянуть» их в платежках на год, а не выставлять единовременный счет.

В Белом доме напоминали, что, согласно постановлению правительства РФ №354, в Москве действует вариант равномерной оплаты услуги отопления в жилых домах в течение календарного года (другой способ — оплата во время отопительного сезона).

«По итогам года населению должен выставляться единовременный корректирующий платеж», — напоминали чиновники, подчеркивая, что «в условиях экстремально теплой зимы 2020 года и холодной зимы 2021 года» в Москве эта доплата была существенной.

В пояснительной записке приводились данные, что в среднем рост оплаты за отопление в Москве тогда составил 25%, «а по отдельным домам… превысил 50%». Поправки позволят не допускать «роста социальной напряженности», добавляли в Белом доме. Примечательно, что закон распространяется на «правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года», то есть имеет обратную силу. Документ также обязывает мэрию «установить порядок возмещения недополученных доходов» теплоснабжающим организациям.

Эксперт площадки «Общероссийского народного фронта» «Жилье и городская среда» Павел Склянчук напоминает о действующем механизме корректировки платежек за отопление по итогам 12 месяцев. «Но последние годы складывалась тенденция, что перерасчеты приводили к недовольству москвичей. Поэтому власти решили скорректировать законодательство», — поясняет он. Зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева (ЕР) также говорит, что суммы «доначислений» за услугу отопления «бывают значительные», а после принятия закона столичные власти будут проводить перерасчет по объему потребления «не за один год, а за три-пять лет». «Фактически меняется только период, в течение которого будет высчитываться среднее арифметическое», — добавляет господин Склянчук, предполагая, что речь будет идти о среднем объеме потребления тепла за последние пять лет. Госпожа Разворотнева дает понять, что и доплату за отопление власти смогут не выставлять единовременно, а растянуть в платежках на весь год.

Читайте по теме:
Comments
  • 17-11-2023

    Вадим

    А почему ни слова не говорится о расчете с потребителями за коммунальную услугу отопления по «коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии», установка которых согласно статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.06.2023) должна быть закончена до 1 января 2011 года на всех зданиях, подключенных к сетям централизованного теплоснабжения и максимальный объем потребления тепловой энергии которых превышает 0,2 Гкал/ч, и до 1 января 2021 года для остальных? А потому, что теплоснабжающей организации города невыгодно рассчитываться с потребителями за отопление по приборам учета тепловой энергии, так как их задача как можно больше продать тепловой энергии, в том числе даже фактически не переданной.
    В моей практике был случай, когда в жилом многоквартирном доме была котельная, которая снабжала теплом еще два близстоящих детсада. Затем этот дом вместе с детскими садиками с сохранением существующей схемы распределения нагрузки был подключен к централизованной системе теплоснабжения через тепловой пункт в подвале дома, в котором был установлен коллективный прибор учета тепловой энергии, а в системе отопления каждого детсада свои приборы учета. Теплопотребление дома могло быть определено вычитанием расходов теплоты, измеренной приборами учета в детсадах, из показаний коллективного прибора учета, установленного в тепловом пункте дома. Но МОЭК не принял такой схемы расчета и определил теплопотребление дома на отопление, как с отсутствующим общедомовым прибором учет – пересчетов в платежах, на которые ссылаются в Новостях СОК не было, но переплата достигала 20-40%, если бы расчет выполнялся по установленным и исправным приборам учета. При обращении к Прави-тельству Москвы они поддержали теплоснабжающую организацию, а не жителей, хотя общедомовой прибор учета выполняет роль, как записано в ФЗ коллективного прибора.
    В приведенном обосновании подписанного Президентом РФ закона, что поправки внесены для «недопущения роста социальной напряженности» скрывается то же желание теплоснабжающей организации уйти от помесячной оплаты за фактически измеренную передаваемую тепловую энергии, а потом по-своему пересчитанную. Жители понимают, что зимой, конечно же, за отопление платить надо больше, и получив увеличенный платеж, они по возможности будут стремиться к экономии потребляемой энергии на отопление – их беспокоят не большие платежи в зимние месяцы, подтвержденные работающим прибором учета, а непонятные пересчеты платежей в большую сторону! Предлагается же, если сейчас в каждом из 12 месяцев текущего года приводится оплата за отопление, измеренная общедомовым прибором учета в предыдущем году, и поделенная на 12, то теперь будет учитываться среднегодовое значение за прошедшие 3 или 5 лет – что еще больше отдаляет платеж за отопление от истинно измеренного в каждом текущем месяце. Эта равномерность оплаты по месяцам нужна не жителям, а теплоснабжающей организации, чтобы «наварить» при пересчете за счет дисциплинированных жителей, дискредитировать право текущего измерения и вернуться к расчетам «по трубе».
    Необходимо, наоборот, переходить от варианта равномерной оплаты на «другой способ – на оплату во время отопительного сезона», реализовав в тепловом пункте дома (АИТП) или в автоматизированном узле управления (АУУ при теплоснабжении от ЦТП) автоматическое регулирование подачи теплоты в систему отопления каждого дома в зависимости от изменения температуры наружного воздуха с учетом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением наружной температуры и учетом выявленного запаса тепловой мощности системы отопления, которые будут индивидуальны для каждого дома и сейчас в СП 60.13330 не учитываются. Это позволит без дополнительных инвестиций достигнуть экономии тепловой энергии на отопление на 15-40 и более процентов по сравнению с годовым теплопотреблением МКД при настройке контроллера регулятора на проектный режим без учета перечисленных особенностей (изложено в моих статьях в журнале СОК №11-2021, №1 и №5 - 2023).
    Следует изменить форму представления результатов месячных измерений общедомового прибора учета теплопотребления для возможности сопоставления ожидаемого расхода теплоты на отопление с фактически измеренным для выявления резервов экономии энергии, как предложено в моей статье: Независимый оператор коммерческого учета должен измерять и анализировать, «Энергосбережение» №1-2013 г. Надо внести изменения в положения Правил, утвержденных ППРФ № 306 от 23 мая 2006 года, изложенные в моих статьях: К определению норматива коммунальной услуги на отопление, «Коммунальный комплекс России» №9-2014 и Определение нормативов потребления коммунальных услуг на отопление и горячее водоснабжение МКД, в том числе на общедомовые нужды, «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, №3-2018г.
    В. Ливчак 17.11.2023

    Комментарий полезен?
    0 из 0 пользователей считают этот комментарий полезным
Add a comment

Your name *

Your E-mail *

Your message