Удельные капзатраты на строительство наземных ветроэлектростанций (ВЭС) снизились почти вдвое за прошедшие десять с лишним лет. Если в 2010 г. ввод 1 киловатта ( кВт) мощности составлял $2272, то в 2023 г. — $1160 на кВт, согласно данным Международного агентства по ВИЭ (IRENA). Нормированная стоимость выработки электроэнергии на наземных ветроустановках за тот же период снизилась более чем втрое, с $0,111 до $0,033 на киловатт-час (в постоянных ценах).
Сокращение удельных капзатрат во многом связано с распространением турбин высокой мощности, обеспечивающих экономию за счет масштаба. Если в 2010 г. максимальная мощность ветроустановок, находящихся в эксплуатации, составляла 5 мегаватт ( МВт), то в 2023 г. — 10 МВт, согласно данным Global Wind Energy Council. При этом в морской ветроэнергетике предельная мощность используемых ветроустановок по итогам 2023 г. достигла 18 МВт. Энергоустановки высокой мощности оснащены лопастями большого диаметра, позволяющими эффективнее вырабатывать электроэнергию в часы маловетреной погоды. Максимальный диаметр лопастей наземных ветроустановок в период с 2010 по 2023 гг. увеличился со 126 до 220 метров, благодаря чему среднемировая загрузка ветроустановок выросла с 27% до 36%.
В ближайшие годы технологические тренды в отрасли будет задавать морская ветроэнергетика, которая остается достаточно капиталоемкой. Например, в 2023 г. среднемировая стоимость ввода морских ветроустановок была более чем вдвое выше, чем наземных ($2800 на кВт против $1160 на кВт), при этом на долю морских ВЭС приходилось лишь 7% глобальной мощности ветроэлектростанций (73 ГВт из 1017 ГВт). Повышению коммерческой привлекательности морских ВЭС будет способствовать внедрение установок, пригодных для эксплуатации на большой глубине. Речь идет об установках пирамидальной формы, оснащенных четырьмя смыкающимися башнями, расположенными полностью над водой. Благодаря возможности вращения вокруг своей оси такая конструкция обеспечивает сопротивляемость к штормовой погоде.
Еще одним трендом отрасли становится поиск решений, обеспечивающих экологически безопасную утилизацию отработанных лопастей. Так, измельченные лопасти уже используются для производства полимерных волокон, которые можно добавлять в жидкий бетон для повышения прочности плит и настилов. Другим примером является производство рубленого стекловолокна, с помощью которого можно выпускать сетки для асфальтовых покрытий, позволяющих снижать толщину последних без потери ударостойкости.