Индия может достичь энергетической независимости и почти нулевых выбросов к 2047 году. Таков основной вывод нового исследования под названием «Пути к Атманирбхар Бхарат» (что переводится как «самостоятельная Индия»), опубликованного Национальной лабораторией Лоуренса в Беркли Министерства энергетики США (Berkeley Lab).
Пару лет назад премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что страна должна достичь энергетической независимости к 2047 году, и новое исследование, собственно, дает ответ на вопрос, возможно ли это.
В настоящее время Индия импортирует 90% нефти и 80% используемого в промышленности угля. Неустойчивость цен и предложения на мировых энергетических рынках, наблюдавшаяся в последние годы, истощает валютные резервы Индии, что приводит к инфляции. Снижение стоимости чистой энергии дает Индии возможность снизить импорт за счет инвестиций в возобновляемые источники энергии, накопители энергии, электромобили и зеленый водород.
Основное внимание в докладе уделено трем крупнейшим энергоемким секторам Индии — энергетике, транспорту и промышленности, — на которые в совокупности приходится более 80% потребления энергии и энергетических выбросов CO2.
Выводы исследования следующие:
Энергетическая независимость предполагает инвестиции в возобновляемые источники энергии, электромобили и зеленый водород. К 2030 году мощности электроэнергетики, не связанные с ископаемым топливом должны превысить 500 ГВт (что, собственно, и так планируется). К 2040 году доля «чистой» электроэнергии в сети должна достичь 80%, а к 2047 году 90%. К 2035 году доля электромобилей в продажах авто может составить почти 100%. Энергоемкая промышленность к 2047 году должна практически полностью перейти на зеленый водород и электричество: 90% — производство железа и стали, 90% — цементная промышленность и 100% — производство удобрений.
Переход на электромобили позволит сократить импорт сырой нефти более чем на 90% (или 240 миллиардов долларов) к 2047 году, в то время как промышленное производство на основе зеленого водорода и электричества обеспечит сокращение импорта угля на 95%. Литий, необходимый для производства новых электромобилей и систем хранения энергии (всего около 2 миллионов тонн в период с 2023 по 2040 год), может производиться внутри страны с использованием недавно обнаруженных запасов. «Довод в пользу чистой энергии никогда не был так силен. Индия добилась самых низких в мире цен на возобновляемые источники энергии и обнаружила одни из крупнейших в мире запасов лития», — говорит Никит Абхьянкар, ведущий автор исследования.
Низкоуглеродные энергетические технологии позволят сократить и защитить от инфляции затраты на энергию в Индии, поскольку возобновляемые источники энергии, аккумуляторы для электромобилей и водородная инфраструктура являются капитальными активами с быстро падающей стоимостью. Переход на электрический транспорт обеспечит 2,5 триллиона долларов экономии средств потребителей до 2047 года. Индийская промышленность, чтобы оставаться конкурентоспособной на глобальном уровне, также должна перейти на чистые технологии, такие как производство зеленой стали, поскольку основные экспортные рынки взяли на себя обязательства достичь углеродной нейтральности.
Переход на чистую энергию окажет минимальное влияние на налоговые поступления. Налоги, пошлины и роялти на ископаемое топливо составляют ~12% доходов штатов и центрального правительства. Несмотря на быстрый энергетический переход, потребление ископаемого топлива и связанные с ним налоговые поступления не упадут ниже уровня 2020 года до середины 2030-х годов.
Из-за электрификации транспорта, промышленности и производства зеленого водорода спрос на электроэнергию может увеличиться почти в пять раз — с 1300 ТВт*ч в год до более чем 6600 ТВт*ч в год к 2050 году. Это потребует масштабного строительства мощностей ВИЭ — по 100 ГВт в год в среднем в период с 2030 по 2050 г. и чистых дополнительных инвестиций в размере 1,5–2 трлн долларов в период с 2023 по 2047 г. по сравнению со сценарием, где трансформации не происходит.
Достижение энергетической независимости может принести пользу окружающей среде и здоровью населения без ущерба для экономического роста. Благодаря ускоренному переходу на чистую энергию в период с 2023 по 2047 год можно избежать более 4 миллионов преждевременных смертей, связанных с загрязнением воздуха. Выбросы CO2 в Индии достигнут пика в начале 2030-х годов, а к 2047 году упадут до ~800 миллионов тонн в год (то есть будет пройдено 85–90% пути к нулевым выбросам).