Российским производственным площадкам иностранных компаний необходима господдержка для эффективной работы на благо экономики, заявил директор завода «Грундфос Истра» Анатолий Слободинский на Национальном промышленном форуме, который прошёл в Москве в декабре 2020 года. Руководитель предприятия выделил проблемы, стоящие перед представительствами международных концернов в России, и предложил варианты решения.
Компания Grundfos усиливает своё присутствие в России, однако процесс локализации сопряжён с некоторыми сложностями. «Перед нами стоит задача поиска достойных поставщиков комплектующих, и несмотря на то, что мы добились определённых успехов в этом вопросе, он требует более системного подхода. Должно появляться как можно больше заказчиков со стороны бизнеса, предъявляющих высокие требования к своей продукции и готовых инвестировать в развитие партнёров», — считает Анатолий Слободинский.
Руководитель завода отметил, что государство оказывает компаниям необходимую поддержку, однако не все меры применимы к «дочкам» иностранных предприятий. В такой ситуации действенными инструментами являются СПИК, КППК и СЗПК, а также проработка механизмов экспорта продукции, произведённой на российских площадках зарубежных компаний.
«Государства — торговые партнёры Евросоюза отдают предпочтение товарам европейского производства, которые соответствуют требованиям сертификата происхождения продукции EUR1. Он предоставляет таможенные преференции при импорте из стран, входящих в торговое соглашение. Для российских товаров он не выдаётся, что сильно ограничивает возможности экспорта на европейский рынок. Если же говорить о более активном участии европейского производителя в национальной системе закупок, то преимуществами пользуются товары, произведённые в РФ и в странах ЕАЭС. Российское происхождение продукции при этом должно подтверждаться сертификатом СТ-1, получить который можно, только если доля используемых комплектующих соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719. Но, возвращаясь к вопросу дефицита высокотехнологичных российских поставщиков комплектующих, процесс локализации зачастую становится неестественно длительным или просто невозможным для определённого оборудования. Такая обстановка не способствует долгосрочным перспективам развития и размещения производств международными концернами», — отметил Анатолий Слободинский.
По мнению руководителя завода «Грундфос Истра», выходом может стать возможность получения сертификата EUR1 на товары, произведённые из импортных комплектующих, а также расширение действия сертификата СТ-1. «Локализация — это сложный процесс, успех которого зависит от качества сотрудничества зарубежных производителей, национальных компаний и государства. Но только совместными усилиями всех трёх сторон возможно создать живую среду технологий, необходимых для производства практически любой промышленной продукции, включить Россию в глобальную цепочку поставок и внести существенный вклад в развитие экономики», — резюмировал Анатолий Слободинский.
Справка о концерне GRUNDFOS
Концерн GRUNDFOS, ведущий мировой производитель насосного оборудования[1], был основан в 1945 г. в Дании. На данный момент 83 подразделения Концерна находятся в 56 странах мира. Общий объём производства — более 17 млн насосов в год.
В России насосы GRUNDFOS известны с начала 1960-х годов. Первая поставка осуществлена в 1962 году. В 1998 году была основана дочерняя компания ООО «ГРУНДФОС». Первая очередь завода по производству насосного оборудования «ГРУНДФОС Истра» (г. Истра, Московская область) запущена в 2005 году, а в 2011-м завершено строительство второй очереди.
В 2020 году ООО «ГРУНДФОС» представлено 26 представительствами во всех федеральных округах РФ. Насосы GRUNDFOS работают как на водоканалах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Воронежа, Хабаровска, Сыктывкара, Подольска, Иванова, Ярославля и ряда других городов, так и на иных объектах ЖКХ и ряде крупнейших российских промышленных предприятий, аэропортов и спортивных сооружений.
[1] По объёму продаж центробежных насосов в мире в 2016 году, по данным IHS Markit от 2017 года.