Федеральная антимонопольная служба в конце августа предложила ввести контроль над качеством услуг ЖКХ на уровне губернаторов. Ежегодно правительство будет утверждать перечень и уровень показателей. Подготовкой соглашений займется ФАС, а их визированием – Минстрой, Минэнерго и Минэкономики. Если в регионе качество услуг и модернизация систем не соответствуют заявленным нормативам, то тарифы будут принудительно снижать.
Данное предложение является логичным продолжением июльской инициативы ФАС, когда служба выступила с проектом постановления о введении личной ответственности губернаторов за превышение предельного индекса тарифов в регионе. В случае выявления нарушения главе субъекта может грозить дисквалификация на срок до трех лет (19.5 КоАП РФ), что повышает личную мотивацию глав регионов следить за соблюдением законодательства. Однако, по мнению Валерия Новикова (НП «ЖКХ Контроль»), недобросовестные муниципалитеты и поставщики с целью завышения счетов могут воспользоваться оговоркой, согласно которой компании вправе повысить верхний предел при реализации инвестиционно-инфраструктурных проектов (замены изношенных тепло-, электросетей и т.д.). Именно эту лазейку закрывает выдвинутое в августе предложение, так как при развитии инфраструктуры должно повышаться и качество предоставляемых услуг.
«Казалось бы, предложенная система – оптимальное решение для российского ЖКХ. Наконец-то население сможет получить возможность защититься от «тарифного волюнтаризма». Ведь, несмотря на существование «потолка», 25 регионов не хотят считаться с федеральными нормативами. Однако если присмотреться, инициатива имеет и другую сторону – ошибки кроются в мелочах», – комментирует Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс», признанного эксперта в энергосбережении, чьи разработки стали основой для создания типовых решений для модернизации устаревших систем отопления в ЖКХ.
«Мелочью» в данном случае являются населенные пункты в отдаленных регионах или просто небольшие поселения, где инфраструктура находится в удручающем состоянии. Поставщики ЖКУ в подобных муниципальных образованиях попадают в замкнутый круг: для улучшения инфраструктуры они должны поднимать тарифы, но тогда население либо не будет платить, т.к. текущая ситуация не позволяет оказывать услуги на качественном уровне, либо ФАС через губернатора установит тарифы ниже рыночных.
Показателен пример в Хабаровском крае. «Мы с 20% потерь в электросетях ушли на 12% в результате реализации городской программы. Но комитет по ценам и тарифам Хабаровского края нам говорит: «Вы снизили потери — мы вам снижаем тариф». Получается, у предприятия «Городские электросети» нет заинтересованности. Получается, выгоднее предприятию, чтобы электроэнергию воровали и тариф не снижали?» – приходит к выводу заместитель по ЖКХ в администрации города Советская Гавань Дмитрий Чайка.
Чтобы население не становилось источником для покрытия издержек по модернизации, а компании не теряли заслуженную прибыль, необходимо использовать привлечение внебюджетных средств на модернизацию ЖКХ. Это сейчас особенно актуально в связи с реализуемой программой передачи в концессию всех МУПов и ГУПов до 2018 года. Помимо того, в России сейчас реализуется несколько совместных проектов с ООН, в рамках ПРООН по повышению эффективности энергосбережения и экологии. А осенью Минстрой планирует законодательно оформить мотивирующую практику: при сокращении издержек вся экономия остается у управляющей организации или поставщика услуг. Последнее становится стимулом для внедрения новейших энергосберегающих технологий.
«Нынешним и будущим поставщикам ЖКУ очень важно понять, что существует возможность получать прибыль не столько за счет высоких тарифов, сколько благодаря внедрению новейших технологий энергосбережения, выгодных всем: населению, компаниям и государству. Мы постоянно координируем свои действия с Минстроем (с самого момента его формирования), с правительствами отдельных регионов и даже на уровне управляющих компаний. Это позволило нам накопить огромный опыт, реализованный в сотнях совместных объектов по всей России», – добавляет Антон Белов («Данфосс»).
Внедрение энергоэффективных технологий необходимо как небольшим объектам, так и целым жилым кварталам. Примером воплощения накопленного опыта может служить жилой квартал «Академический» в Екатеринбурге, который насчитывает более 13 млн кв. м застройки. Весь район возводится с учетом энергоэффективных технологий, начиная от ТЭЦ с частотными приводами, благодаря которым экономия электроэнергии доходит до 50%. А ИТП с погодозависимым управлением и поквартирными счетчиками тепла уменьшают сумму в квитанции минимум на 25%.
Каждый день возводятся новые и ремонтируются старые объекты. Это происходит по всей России: от поселков до многомиллионных мегаполисов. Но прежде чем вводить контроль качества услуг и, следовательно, инфраструктуры, с помощью которой они осуществляются, надлежит понять, на что, на какие стандарты ориентироваться. Будут ли это тепловые технологии дня вчерашнего, с их экстенсивностью и громоздкостью. Или же необходимо взять самые современные инженерные решения, которые позволят не только эффективно пользоваться ресурсами, экономить населению, но и получать прибыль компаниям.