ЕС начал расследование в отношении китайских ветряных турбин в соответствии с новым Положением об иностранных субсидиях.
Согласно европейской ассоциации ветроэнергетики WindEurope, китайские производители ветроустановок прилагают все усилия для завоевания европейского рынка и уже получили несколько заказов в Европе.
ЕС хочет увеличить мощности ветроэнергетики с нынешних 220 ГВт до 425 ГВт к 2030 году и 1300 ГВт к 2050 году. На данный момент почти все ветряные турбины, установленные в Европе, являются европейскими агрегатами, произведенными европейскими производителями и собранными в Европе. Но существует реальный риск, что расширение ветроэнергетики, которого хочет ЕС, будет осуществлено с помощью китайской, а не европейской промышленности.
Европейские власти заявляют, что хотят укрепить энергетическую безопасность ЕС и сохранить технологическое лидерство в стратегических секторах чистых технологий, таких как ветроэнергетика.
Исполнительный вице-президент Европейской Комиссии по конкуренции Маргарет Вестагер (на фото) объявила, что ЕС будет использовать свое новое Положение об иностранных субсидиях, чтобы начать расследование в отношении китайских производителей ветряных турбин. Первоначально ЕС будет расследовать предполагаемую «несправедливую торговую практику» в Болгарии, Франции, Греции, Румынии и Испании.
Вестагер заявила, что большие избыточные мощности по выпуску китайских ветряных турбин «не только опасны для нашей конкурентоспособности, но и ставят под угрозу нашу экономическую безопасность». Это перекликается с недавними заявлениями США, суть которых сводится к тому, что в Китае «вообще слишком много промышленности, и хорошо бы её подсократить, чтобы другим расчистить место».
Представитель ЕС добавила, что Союз не должен повторять ошибки, которые он совершил, потеряв свою солнечную индустрию.
В прошлом году ЕС принял «Пакет ветровой энергетики» для укрепления ветроэнергетической отрасли Европы. С тех пор блок внимательно отслеживает возможную «несправедливую торговую практику, которая приносит пользу иностранным производителям».
Вестагер добавила: «Нам нужен системный подход, и он нужен нам, пока не стало слишком поздно. Мы не можем позволить себе чтобы то, что произошло с солнечными панелями, повторилось с электромобилями, ветроэнергетикой или основными чипами».
При этом отмечается, что предпринимаемые ЕС усилия «не предназначены для ограничения успеха Китая. Они призваны восстановить справедливость в наших экономических отношениях… Каждый может добиться успеха, каждый может торговать с Европой, но он должен играть по правилам».
Генеральный директор WindEurope Джайлс Диксон отметил: «Мы полностью понимаем обоснование Комиссии. Китайские производители ветряных турбин предлагают гораздо более низкие цены, чем европейские производители, и невероятно щедрые условия финансирования с отсрочкой платежа до трех лет. Вы не сможете сделать это без несправедливых государственных субсидий».
Китайские ветряные турбины предлагаются в Европе по цене до 50% ниже, чем турбины европейского производства, сообщила WindEurope.
За прошедший год европейцы импортировали из Китая в общей сложности 101,5 ГВт солнечных модулей, что почти на 17% больше по сравнению с 86,6 ГВт в 2022 году. Это гигантские объемы, намного превышающие годовой ввод мощностей солнечной энергетики в ЕС. Дешевые китайские модули стали головной болью для европейской солнечной индустрии и регуляторов, которые уже давно вынашивали планы ввести серьезные торговые ограничения.
Теперь ситуация может повториться и в европейской ветроэнергетике, и в производстве электромобилей. Европейцы создали современную ветроэнергетику, европейские компании доминировали на мировом рынке и являлись технологическими лидерами. Китайцы находились на вторых ролях в технологиях ветроэнергетики и обслуживали в основном свой внутренний рынок. Ситуация изменилась за несколько последних лет. Производители из КНР вырвались на лидирующие позиции — и в наземном, и в офшорном сегментах. Китайский бизнес сегодня предлагает покупателям крупнейшие в мире наземные и офшорные ветряные турбины. Китайские компании в настоящее время абсолютно доминируют в производстве ветрогенераторов в глобальном масштабе.
Ранее отмечалось, что Европейская Комиссия может ввести пошлины на импорт китайских электромобилей, чтобы «ограничить ущерб, нанесенный европейской промышленности».
Сегодня отделение Китайской торговой палаты при ЕС выпустило заявление, в котором говорится, что действие Евросоюза «посылает миру пагубный сигнал, предлагая дискриминацию китайских предприятий и одобряя протекционизм». Также отмечается, что Европейская Комиссия трактует субсидии расширительно и требует, чтобы предприятия представили значительный объем материалов, многие из которых содержат конфиденциальную информацию, в сжатые сроки. Все это «не только противоречит принципам честной рыночной конкуренции, но и подрывает приверженность ЕС укреплению международного сотрудничества в области глобального сокращения выбросов».