В конце января 2014 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и российская торговая сеть «Лента» подписали соглашение о ссуде в 4,6 миллиарда рублей, из них часть средств будет направлена на энергосберегающую модернизацию магазинов.
«На функционирование гипермаркетов тратятся мегаватты, которые можно экономить, применяя современные энергосберегающие технологии. Только холодильное оборудование расходует около 40% от общего электропотребления магазина», – комментирует Максим Высоцкий, руководитель направления «Торговый холод» компании «Данфосс».
По данным исследований, предприятия Америки впустую тратят около 30% всей потребляемой энергии – это порядка $60 млрд. ежегодно. Для России, где требования к энергосбережению зданий появились только в 2009 году, этот показатель выше.
Ощутимой экономии можно достичь путем модернизации всех инженерных коммуникаций и оборудования. Например, в гипермаркете «Магнит» (г. Краснодар) для оптимизации затрат энергии на работу холодильных установок используют интеллектуальную систему управления ADAP KOOL (Danfoss).
Эта программа объединяет многофункциональные контроллеры в одну сеть. Данные о температурных режимах и текущих настройках холодильного оборудования поступают в единый центр, благодаря этому появляется возможность контролировать работу удаленно. Постоянный мониторинг и своевременное реагирование на изменение ситуации позволяют рационально использовать имеющиеся мощности.
Среднегодовую экономию около 30% на энергопотреблении холодильного оборудования удалось получить и в логистическом центре «Ашан» (г. Томилино, МО). В межсезонье значение доходит до 50%. Здесь работает электронный сервис Retail Care (Danfoss).
Площади торговых центров с каждым годом растут. В Москве ко второму кварталу 2013 года гипермаркеты занимали 3481 тыс. кв. м, что аналогично открытой парковке на более чем 100 000 автомобилей.
Многие супермаркеты проектируют таким образом, чтобы использовать естественное освещение и огромные размеры стен и крыш для экономии электроэнергии. Некоторые строят свои солнечные электростанции, как, например, владелец ТЦ Astrum в городе Сало (Финляндия) и одновременно самой большой в стране солнечной электростанции, поставляющей 300 мегаватт-часов энергии ежегодно.
В условиях роста конкуренции и неослабевающих налогов бизнес должен искать новые стимулы для развития. Таким «двигателем» может стать оптимизация внутренних ресурсов, вложения в энергосберегающие мероприятия.