Интервью Михаила Шапиро, генерального директора компании «Данфосс» по итогам 2017 года.
Михаил, как вы оцениваете итоги минувшего года для компании «Данфосс»?
В целом они значительно превзошли наши ожидания. Оживление началось буквально с первых месяцев 2017 года, по итогам которого мы добились роста производства и продаж в среднем на уровне более 10% по сравнению с 2016-м. Суммарный оборот компании в минувшем году составил более 15 млрд рублей, и мы продали свой 15-миллионный радиаторный терморегулятор с момента начала работы в России. Конечно, это не единственный наш продукт, но очень важный, и за 25 лет у отечественного потребителя он стал прочно ассоциироваться с Danfoss.
Насколько «Данфосс» сегодня российская компания?
Если говорить о тепловой автоматике, то уже очень большая ее часть выпускается на российских предприятиях компании. Например, в 2017 году мы добились почти 100-процентной локализации производства теплообменников для коммунального хозяйства, перенеся штамповку наиболее ходовых пластин на свой завод в Нижнем Новгороде. На данный момент полностью российские разборные пластинчатые теплообменники «Данфосс» уже активно отгружаются для нового жилищного строительства и модернизации котельных в разных регионах страны. Кроме того, они поставляются на экспорт в Казахстан и Беларусь, а в будущем будут экспортироваться из России в Восточную Европу. Высокая степень локализации достигнута также в производстве стальных шаровых кранов: в ближайшее время мы планируем и ее довести до уровня, близкого к 100%.
Существуют ли факторы, препятствующие локализации?
Да, это качество сырья и комплектующих для нашего производства. Для «Данфосс» вопросы качества всегда были приоритетными, здесь мы не готовы идти на компромисс. В 2015-м производство «Данфосс» в Московской области прошло аудит на соответствие стандарту менеджмента качества ISO/TS 16949. Это высшая ступень в международной «табели о рангах» в вопросах контроля качества, со значительно более жесткими требованиями, чем у базового стандарта ISO 9001, которые распространяются в том числе и на наших поставщиков. Поэтому зачастую найти соответствующую нашим требованиям отечественную продукцию очень трудно, хоть мы и предпринимаем для этого все усилия, вплоть до содействия российским партнерам в совершенствовании их собственной системы менеджмента качества. Иногда, если поиски оказываются безуспешными, мы сами налаживаем производство нужных комплектующих.
Компания «Данфосс» традиционно лидирует в производстве тепловой автоматики. Каково сегодня ее положение на этом рынке?
Доля компании сохранилась на прежнем уровне и составляет около трети российского рынка тепловой автоматики, несмотря на то что сам рынок за последние годы в значительной степени изменился, появилось множество игроков, предлагающих выигрыш в цене в ущерб качеству продукции. К сожалению, в строительстве и ЖКХ такое предложение востребовано, поскольку во главу угла здесь зачастую ставятся не эффективность и репутация, а сиюминутная экономия застройщика или подрядчика. Однако мы не имеем цели конкурировать с подобными производителями, для нас по-прежнему в приоритете остаются качество, надежность и получение эффекта энергосбережения клиентом.
Каков портрет основного потребителя тепловой автоматики «Данфосс»?
Основной объем продаж этого направления, как и прежде, приходится на новое строительство. Масштабы этого рынка все еще значительно больше, чем рынка оборудования для капитального ремонта и реконструкции старого жилого фонда. Однако с течением времени он растет. Если в 2013–2014 гг. на долю нового строительства приходилось порядка 90% всех наших продаж теплового оборудования, то сейчас — примерно 60%. Изменение баланса вызвано увеличением объема поставок блочных тепловых пунктов и автоматизированных узлов управления для проектов модернизации старой застройки. Это говорит о том, что энергоэффективность становится более востребованной.
Нет ли связи между снижением доли продаж для нового строительства с процессами внутри самой строительной отрасли?
Пока что ее потребности в целом сохраняются на прежнем уровне, хотя определенные тенденции имеют место. Мы наблюдаем некоторую стагнацию на строительном рынке, многие строительные компании теряют ликвидность. В крупных городах это не так заметно, и минувший год был неплохим для застройщиков, но объясняется это прежде всего государственной поддержкой ипотечного кредитования. В регионах картина иная, а каким будет развитие ситуации — покажет 2018 год. Налицо явные признаки перепроизводства на рынке жилья, которое для многих его участников может обернуться непростыми последствиями. Но, возможно, государственная программа ипотечных субсидий удержит строительный рынок от падения.
А как вы оцениваете состояние рынка оборудования для систем теплоснабжения в целом?
Пока что прогнозы оптимистичные. Мы видим, что во многих регионах ведется работа по модернизации сетей теплоснабжения, причем как в крупных, так и в небольших городах. Драйвером этих процессов являются крупные теплоснабжающие компании, которые видят необходимость сокращения издержек и понимают преимущества перехода к принципам регулирования, максимально приближенного к потребителю. Кроме того, модернизация сопровождается внедрением автоматизированных средств диспетчеризации и мониторинга, а это позволяет сократить расходы на содержание обслуживающего персонала.
Более широко начал применяться энергосервис. Сейчас этот механизм используется уже не только в секторе муниципальной и административной застройки, как это было в самом начале, но также довольно активно в секторе многоквартирного жилья.
Увеличилось число концессионных проектов в сфере тепло- и водоснабжения. Многие успешные компании рассматривают инвестиции в модернизацию и развитие инфраструктуры как привлекательные. Наши решения позволяют добиться высокой окупаемости таких вложений.
Какие изменения в сфере государственного регулирования рынка теплоснабжения в 2017 году вы считаете наиболее важными?
Наибольшего внимания заслуживает закон, позволяющий собственникам жилья платить за коммунальные услуги напрямую их поставщикам, минуя эксплуатирующие организации. Он был принят Госдумой в первом чтении и сейчас находится в стадии активного обсуждения. К сожалению, пока что закон очень сырой, содержит много проблемных мест и нуждается в серьезной доработке. Есть опасения, что его принятие в нынешней редакции может развернуть вспять процесс внедрения индивидуального учета тепла, в ходе которого за последние годы был достигнут прогресс. Возврат к расчетам исходя исключительно из площади занимаемого жилья, за который ратуют некоторые теплоснабжающие организации, уничтожит мотивацию собственников к энергосбережению и поставит под сомнение реализацию всех начинаний в области повышения энергоэффективности российского ЖКХ.
За последние несколько лет компания Danfoss серьезно расширила свое присутствие на рынке промышленной автоматики, в том числе и в России. Каких успехов вам удалось добиться в этой области?
На сегодняшний день мы продаем порядка 20% всех реализуемых в России низковольтных частотных приводов для электродвигателей. Если раньше существенную часть спроса на это оборудование, как и на тепловую автоматику, формировали строительная индустрия и коммунальная сфера, где частотные приводы применяются главным образом в системах вентиляции, тепло- и водоснабжения и в лифтовом хозяйстве, то в минувшем году картина несколько изменилась.
Доля строительства и коммунальной сферы по-прежнему велика и достигает примерно 50%. В основном это крупные проекты: стадионы и спортивные объекты, высотное строительство, например, небоскреб «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге. Но одновременно растет спрос на частотные приводы для кранового хозяйства, судостроения и портового хозяйства, которые сегодня развиваются значительно активнее, чем раньше. Происходит обновление оборудования для нефтяной отрасли, где сейчас основные инвестиции направлены на повышение эффективности добычи. В целом можно говорить о росте рынка автоматизации промышленного производства в России.
Как вы можете охарактеризовать состояние рынка холодильного оборудования?
Сейчас он продолжает консолидироваться вокруг двух крупнейших игроков российского ретейла: сети «Магнит» и X5 Retail Group. Официальные итоги 2017 года еще не подведены, но в 2016-м доля этих компаний на розничном рынке, по нашей оценке, суммарно составила 16% — по 8% на каждого. Известно, что в минувшем году обе сети продолжили расти, в том числе за счет поглощений. Например, одним из последних приобретений стала покупка Х5 гипермаркетов «О’кей». По приблизительным оценкам, за 2017 год доля десяти крупнейших российских сетей на розничном рынке выросла с 26 до 31%. Тогда прирост «Магнита» и X5 должен составить по 3–4%, то есть по состоянию на конец 2017-го вместе они должны контролировать около 20% розничного рынка.
Как это влияет на продажи холодильного оборудования?
Получая в свое управление новые точки продаж, крупнейшие сети становятся драйвером модернизации, поскольку уделяют огромное внимание сокращению издержек и повышению эффективности. Идет постоянный процесс обновления систем управления и автоматизации магазинов и складов, поскольку в этой сфере скрыт очень большой потенциал снижения издержек. В результате рынок холодильного оборудования не испытал на себе негативного влияния кризиса и был в целом в положительной зоне.
Отразились ли на состоянии рынка контрсанкции?
Благодаря ограничениям импорта продуктов питания были в значительной степени оптимизированы внутрироссийские логистические цепочки, произошло реальное импортозамещение, многие отечественные производители сельскохозяйственной и пищевой продукции расширили свои производства, появились новые современные складские терминалы. Это способствовало росту спроса на холодильное оборудование и решения для автоматизации процессов переработки в пищевой промышленности, складов и магазинов.
Тем не менее мы считаем, что на данный момент вопросам сохранности продуктов питания уделяется недостаточно внимания. Существенный процент продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства не доходит до потребителя исключительно по причине несоблюдения условий хранения, в первую очередь температурного режима. Нереализованный потенциал эффективности здесь очень высокий, но мы не видим, чтобы этому уделялось серьезное внимание.
Какой бы вы подвели общий итог года для компании и рынков, на которых она работает?
В целом мы фиксируем переход от стагнации к небольшому росту и строим осторожные оптимистичные прогнозы. Мы видим, что в России формируется устойчивый спрос на энергосберегающие решения для различных отраслей экономики. Со своей стороны, мы стараемся сделать эти решения доступнее для потребителя, но не в ущерб качеству. Один из способов осуществить это — повышение локализации производства в России, что «Данфосс» успешно делает все последние годы, а также внедрение новых оптимальных решений для автоматизации инженерных и технологических систем у наших потребителей.
Вместе с тем определенные тенденции внушают опасения. Развитие рынка энергоэффективного оборудования во многом обусловлено государственной стратегией энергосбережения. Однако сейчас внимание правительства к этим вопросам ослабло, что во многом объясняется некоторой политизацией повестки. Это тревожный симптом, потому что вопросы эффективности экономики — это вопросы стратегического планирования, конкурентоспособности страны в длительной перспективе. Например, в России до сих пор теряется 30–40% тепловой энергии в процессе ее доставки от источников к потребителям. Это огромные потери, поэтому вопросы энергосбережения могут быть важнее сиюминутных тем, которые иногда выходят на первый план. Очень важно, чтобы интерес государства к энергоэффективности и ее законодательному обеспечению не ослабевал, иначе мы рискуем потерять в темпах экономического развития.