Электромобиль — это не просто «средство передвижения», это — мощная аккумуляторная батарея на колёсах. Неудивительно, что электрические авто рассматриваются в качестве одного из элементов энергетической системы будущего, одного из видов систем накопления энергии.
В мире давно идут исследования на предмет интеграции электромобилей в энергосистемы, реализуются пилотные проекты.
Немецкий системный оператор (оператор магистральных сетей) TenneT и производитель домашних накопителей энергии Sonnen объявили о проведении успешных испытаний по объединению батарей электромобилей в виртуальной электростанции с последующим использованием этого ресурса для нужд энергосистемы. Емкость автомобильных аккумуляторов «впервые была использована на практике для смягчения кратковременных колебаний частоты в электросети». [Виртуальная электростанция — это пул объектов ВИЭ, накопителей энергии и других ресурсов, таких как управляемые нагрузки (управление спросом), связанных между собой соответствующим программным обеспечением с использованием анализа больших данных и машинного обучения и, разумеется, юридическими конструкциями. В итоге «мешанина» объектов разных типов и размеров становится способной действовать так, как будто это одна большая электростанция].
В проекте участвовали транспортные средства разных производителей, которые используются в домашних хозяйствах — участниках сообщества Sonnen Community. Они являются владельцами бытовых накопителей энергии Sonnen, которые также являются частью виртуальной электростанции Sonnen. Все потребители-участники расположены в зоне сети Tennet.
Для участия в системных услугах емкость автомобильных аккумуляторов должна гибко регулироваться в течение 30 секунд, чтобы иметь возможность компенсировать изменения нагрузки и, следовательно, колебания частоты в сети, говорится в заявлении. По информации Sonnen, это обеспечивается только за счет интеллектуального процесса зарядки. Разрядка и, следовательно, дополнительный износ аккумуляторов не происходит.
На следующем этапе Sonnen планирует интегрировать в виртуальную электростанцию еще 5000 домохозяйств с электромобилями и соответствующими зарядными устройствами. С учетом имеющихся мощностей домашних накопителей это даст системному оператору примерно 80 мегаватт управляемых ресурсов для первичного регулирования. При этом потребность Tennet в таких ресурсах составляет 170 мегаватт.
«Активы, которые ранее работали изолированно, объединены в сеть друг с другом и, таким образом, полностью раскрывают свой потенциал. Следующий этап энергетического перехода заключается в обеспечении того, чтобы энергия солнца или ветра всегда была в нужном месте в нужное время», — говорит Оливер Кох, генеральный директор Sonnen. «Включая электромобили в нашу виртуальную электростанцию, мы делаем большой шаг, используя зарядку электромобилей, чтобы одновременно сбалансировать спрос и предложение в энергосистеме и, таким образом, стабилизировать ее».
Согласно Sonnen, интеграция автомобильных аккумуляторов в виртуальную электростанцию также может стать решением, позволяющим избежать перегрузки местной сети из-за одновременной зарядки электромобилей. Процессы зарядки всех подключенных к виртуальной электростанции электромобилей распределяются равномерно в течение более длительного периода времени. Это позволит избежать пиковых нагрузок в определенное время суток. При этом владельцы транспортных средств должны будут делиться информацией о том, когда они планируют использовать свой электромобиль.
Для владельцев планируется разработать соответствующие финансовые стимулы по аналогии с вознаграждением участников сообщества Sonnen — владельцев домашних накопителей, которые получают доход от участия в энергетическом рынке.
Sonnen и Tennet сотрудничают давно. В 2018 году Tennet впервые преквалифицировал «виртуальный накопитель» от Sonnen для участия в первичном регулировании. В проекте используется технология Блокчейн.