В исторический день рождения Екатеринбурга по традиции вручены премии имени Василия Татищева и Вильгельма де Геннина, которыми ежегодно отмечают профессиональный вклад в развитие города. Нынче, в год 300-летия столицы Урала, в числе лауреатов — группа сотрудников энергохолдинга «Т Плюс», получившая награду в номинации «За заслуги в области экономики и развития городского хозяйства» за проект «Автоматизированная система управления теплоснабжением Екатеринбурга» (АСУТ).
На центральном щите управления отображается актуальная информация о работе каждого элемента системы теплоснабжения мегаполиса. / Татьяна Андреева/РГ
Далеко не все горожане знают, что снабжение их домов теплом и горячей водой регулируется автоматически, хотя цифровая система «Умный город» действует уже третий год. Один из лауреатов исполнительный директор Екатеринбургской теплосетевой компании (ЕТК) Андрей Шмельков поясняет: когда были автоматизированы насосные станции, центральные тепловые пункты, а потребители начали передавать данные с приборов учета каждого дома, стал накапливаться огромный массив информации. В результате появилась возможность использовать все эти данные для управления системой центрального теплоснабжения онлайн, с автоматизированного рабочего места оператора. Сегодня на центральном щите отображаются все энергоисточники, сети, теплопункты мегаполиса.
Вообще-то АСУТ состоит из четырех модулей: SCADA-системы контроля и управления процессом теплоснабжения, системы моделирования, архива данных и аналитического модуля. Система контроля позволяет в непрерывном режиме следить и управлять параметрами работы основного оборудования. Второй модуль на основе фактических данных дает возможность моделировать ситуацию и принимать взвешенные решения по управлению системой теплоснабжения в целом. Модуль бизнес-аналитики агрегирует накопленные архивные данные, представляя выборки в виде различных диаграмм, карт и т. п. Это позволяет оценивать эффективность принятых решений и планировать мероприятия на будущее.
Кстати, АСУТ не только взяла на себя большой объем рутинной работы, разгрузив линейный персонал, диспетчеров и других специалистов, но и помогает предотвращать серьезные проблемы, очень быстро выявляя неполадки.
— К примеру, система показывает, что на каком-то участке резко изменились параметры — скажем, фиксируется повышенный расход воды. Значит, вероятнее всего, на сетях повреждение. Мы оперативно отправляем на место бригаду, которая устраняет его еще до того, как потребители успели ощутить дискомфорт, — рассказывает главный инженер ЕТК Игорь Муртазин.
Члены коллектива, завоевавшего премию, приводят такие цифры: внедрение АСУТ позволило уже в 2021 году примерно на 100 млн рублей, или на 4,5% по отношению к уровню 2018 года, снизить совокупные технологические и коммерческие потери на сетях ЕТК благодаря повышению точности планирования, оптимизации температурного и гидравлического режимов, оперативного выявления источников потерь. Приятный бонус для самих энергетиков — уменьшение расхода топлива и электроэнергии на нужды ТЭЦ, котельных, сетевых насосов. Ну а для потребителей все эти перемены означают повышение надежности и качества услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Кстати
Современные технические и цифровые решения, разработанные и опробованные энергетиками Екатеринбурга, теперь можно успешно тиражировать. Компания «Т Плюс» намерена использовать опыт внедрения АСУТ в других городах своего присутствия, в частности, его уже изучают в Перми.