Дороги теперь не только для езды и прогулок. Новые проекты дорог и тротуаров доказывают, что на улицах может быть как прочное покрытие, так и источник экологически чистой энергии. В статье собрано шесть проектов, которые имеют весь потенциал технологий в сфере дорожных панелей, чтобы задать новый ход игры в отрасли.
Компания Solar Roadways («Солнечные дороги») применяет модульные панели с покрытием из закаленного стекла
Проект Solar Roadways запустили Скотт и Джули Брусо несколько лет назад с целью заменить обычные асфальтовые покрытия на вырабатывающие электричество транспортные артерии. Семья Брусо задалась идеей использовать модульные солнечные панели с верхним слоем из закаленного стекла вместо традиционных тротуаров, и в 2016 году отпраздновали ввод в эксплуатацию первой установки в общественном месте в городе Сэндпойнт штата Айдахо. Похоже, что объявленные ими также планы по замене участка шоссе 66 в Миссури провалились. В конце прошлого года по общественному радио в городе Сент-Луис объявили, что проект не пройдет дальше; по словам Скотта Брусо, «он застрял на разных бюрократических столах». Но над проектом Solar Roadways все еще работают, чтобы положить свой продукт на дороги мира. Участники проекта недавно поделились в фейсбуке, что завели интересные знакомства в Южной Корее, Австралии, Дубае, Абу-Даби и Австрии.
Во Франции открывается один километр дорог с 2 880 солнечными панелями
В конце 2016 года во Франции открыли первую по тем меркам дорогу в мире протяженностью в один километр в городе Турувр по технологиям специализирующейся на этом фирмы Colas’ Wattway. Как говорилось, 2 880-панельная дорога должна была вырабатывать электроэнергии, достаточной для освещения улиц в деревне с 3 400 жителями.
В сельской местности штата Джорджия испытывают участки солнечных дорог
Дороги фирмы Wattway пробились в Соединенные Штаты несколько месяцев назад после покрытия во Франции. Благотворительный институт Рэя С. Андерсона смонтировал 50 квадратных метров дорожного полотна у границы между штатами Алабама и Джорджия — пилотного проекта в Америке. Дорога была частью проекта The Ray («Луч») благотворительного института, настоящей 30-километровой лаборатории, испытывающей технологии возобновляемых источников энергии, включая биологические системы очистки с использованием болотных растений и солнечных электрозаправочных станций.
Неожиданное возникновение солнечной автомагистрали в Китае
Всего несколько месяцев назад разработанный дорожно-строительной фирмой Qilu Transportation Development километровый участок солнечной дороги открылся в городе Цзинань, административном центре китайской провинции Шаньдун. Дорогу составляет три слоя: подушка снизу, панели в середине и прозрачный бетон сверху. Панели уложены на почти 6 000 квадратных метров двух обычных полос и одной аварийной полосы движения и могут вырабатывать один миллион киловатт экологически чистой энергии. Спустя несколько дней после открытия при странных обстоятельствах воры похитили небольшую часть дороги; но панели не получилось бы дорого продать, и все решили, что воры просто хотели узнать, как работает технология. Дорогу вскоре отремонтировали.
Больше, чем ожидали, выдает солнечная велосипедная дорожка.
Солнечные панели подходят не только для автострад. Они также неплохо пригодятся и велосипедным дорожкам судя по одной из них в городе Кроммени в Нидерландах. После первого года эксплуатации устланная панелями велосипедная дорожка SolaRoad вырабатывала 70 киловатт в час с одного квадратного метра — достаточный объем для электроснабжения примерно трех домов, что даже больше, чем ожидалось. Доктор Стен де Вит, изобретатель и заведующий стратегическим планированием в голландской организации прикладных научных исследований TNO, разработавшей SolaRoad, сказал, что большинство людей даже не замечают разницу между солнечной велосипедной дорожкой и обычной.
Солнечные тротуары помогают заряжать электромобили
Солнечные панели могут также преобразить и тротуары. Почти пять квадратных метров тротуара из переработанного пластика уложено по технологии Platio и выполняет две задачи: по нему ходят люди, и от его экологически чистой энергии заряжается транспорт. Компания установила систему с максимальной мощностью 720 ватт на территории складской организации Prologis в Будапеште — работу завершили за один день. Пока тротуар не заряжает электромобили, его электроэнергия уходит в рядом расположенный офис.