Йенс Осмо ДАЛЛЕНДОЕРФЕР, генеральный директор ООО «ВИЛО РУС»
:: Здравствуйте, господин Даллендоерфер. Мы с вами встречались около года назад, и этот год был не очень простым для российской экономики. Каким он стал для компании WILO?
Й.Д.: Честно говоря, каждый год за последние 30 лет был «не очень простым». То есть кризис, то нет его, то снова экономические пертурбации. Поэтому мы, в первую очередь, стараемся сфокусироваться на нашем бизнесе, и работать как можно лучше всегда, независимо от политической и экономической ситуации. Но, если серьёзно, то, конечно, сегодняшняя рыночная ситуация достаточно сложна для бизнеса. Зато у нас есть хорошая команда, с которой все проблемы преодолимы. Самое неприятное сейчас — это высокий курс евро по отношению к рублю, но с этим ничего невозможно поделать. Спасибо нашим клиентам, которые продолжают покупать насосное оборудование, хотя это нелегко, поскольку цены выросли, и есть некоторые запреты, связанные с импортозамещением. Мы хорошо закончили 2014-й год — доход от продаж превысил 100 миллионов евро. За это огромное спасибо, в первую очередь, нашим сотрудникам, которые каждый день делают большую работу, чтобы показать ещё лучший результат. И спасибо вашему журналу, который, я уверен, также вносит свой вклад в общее дело. Я давно знал об издании С.О.К., читал, как, впрочем, и другие. Но в последнее время стал изучать его более внимательно — в нём представлены очень интересные и грамотно написанные технические материалы, интересно отражены специальные вопросы. Обратил внимание на то, что вы начали больше писать о российских производствах, и в текущей ситуации это важно. Кстати, в прошлом году мы увеличили долю локализации производства в России — 25 процентов от общего объёма поставок «ВИЛО РУС» составляет оборудование, производимое на наших сборочных производствах в Москве и Екатеринбурге.
:: Действительно, рыночная ситуация диктует движение в сторону импортозамещения и локализации. Давайте поговорим о строящемся заводе. В 2013-м году состоялась торжественная церемония закладки первого камня предприятия по производству насосов Wilo. Расскажите, в какой стадии находится проект? Не изменились ли планы по срокам запуска и производительности предприятия?
Й.Д.: Я очень рад, что наш завод уже стоит. Если вы приедете на место его возведения, то увидите, что уже готовы каркасы офисного здания, производственных и складских помещений, вырыт глубокий котлован под тестовый стенд. Сейчас начались работы по монтажу кровли. По нашим расчётам, производство и склад будут запущены в начале следующего года, а офис в Ногинске заработает через год, в апреле-мае 2016-го года. Завод будет большим — на нём будут производиться насосы не только для России, но и для многих стран бывшего Советского Союза: Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и других стран, включая Монголию. Это будет настоящая производственная платформа. Совет директоров компании в Германии оказывает проекту полную поддержку — для концерна WILO SE это одна из крупнейших инвестиций за последние годы. Мы строим быстро — сейчас подрядная компания работает круглосуточно, семь дней в неделю. С учётом сегодняшних условий такой темп неординарен, и это заслуга в большей степени Совета директоров. В середине марта мы вместе с клиентами из России были на международной выставке в Германии — ISH’2015, где нам предоставили очередной транш в 24 миллиона евро для следующего этапа проекта. Я крайне благо дарен немецким коллегам за глубокое понимание важности для концерна рынка России и максимальную практическую поддержку. Особенно ценно, что деньги и усилия сегодня вкладываются не просто в «отвёрточное» сборочное производство — новый производственный комплекс будет включать в себя Центр технологий с тестовым стендом глубиной 12 метров (это даже глубже аналогичного сооружения в Германии). Производство будет базироваться на 100-процентной адаптации последних мировых технологий для России — именно для этого создана такая серьёзная тестовая база. Тестовый отдел будет открыт для всех наших партнёров и клиентов, в частности, для представителей водоканалов.
Конечно же, предусмотрены и удобные учебные классы, и большая сервисная зона, где будет производиться высокопрофессиональный ремонт.
:: Вы упомянули сервисную зону. Давайте чуть подробнее остановимся на этом вопросе. Как сейчас осуществляется сервисное обслуживание?
Й.Д.: У нас сейчас уже более 150 автори- зированных сервисных центров в России, и, как и в прошлом году, мы стараемся основные усилия сфокусировать на качестве. Мы действуем через обучение сотрудников этих центров, проводим для них различные тренинги и презентации, а также тщательно контролируем выполнение заявок на сервисное обслуживание. Кроме того, в филиалах есть сервисные инженеры, а это значит, что практически в каждом уголке нашей страны клиенты компании, работающие с оборудованием Wilo, могут получить своевременную сервисную поддержку. Все заявки принимаются централизованно по электронной почте или по телефону горячей линии. Сразу с запуском завода у нас планируется открытие сервисного центра для оборудования для BS, то есть для сегмента «строительство». При этом в течение следующих трёх лет мы будем постепенно оснащать его оборудованием, и с 2019-го года сможем собственными силами полностью ремонтировать практически любое оборудование Wilo.
:: Йенс, скажите, изменился ли конкурентный климат в насосном сегменте российского рынка в связи с экономическими санкциями, введёнными в отношении России?
Й.Д.: Конечно, никто не счастлив от таких санкций — ни русские клиенты, ни немецкие производители. Несмотря на неблагоприятную политическую ситуацию, нам нужно взаимодействовать с партнёрами и продолжать работать на российском рынке. Мы живём здесь и производим в России оборудование, в компании работает 250 сотрудников, после открытия завода и выхода на производственные мощности их число ещё увеличится — до 400. Важно, что мы начали более активно развивать производственное направление после введения санкций. Когда я три года назад приехал в Россию, сразу начал продвигать идею о необходимости открытия местного завода. Потому, что был уверен — русские и немецкие инженеры вместе способны обеспечить в России самое высокое качество продукции. Уже полтора года мы оказываем хороший сервис, важность которого для любого производителя трудно переоценить. Наше производство работает очень хорошо. На дворе кризис, и для нашего бизнеса это чувствительно, но мы его переживём.
:: Какие потребительские тренды вы наблюдали на российском рынке в прошедшем 2014-м году? Как идут продажи в промышленном сегменте и ЖКХ, который традиционно является крупным потребителем насосного оборудования? Й.Д .: Основной тренд — это, конечно, стремление к энергоэффективности. Однако, в любой стране мира — неважно, Германия ли это, Россия или другое государство — мало кто обращает особое внимания на насосы, хотя они «съедают» до 20-25 процентов от всей потребляемой энергии (в некоторых отраслях эта цифра доходит и до 50 процентов) и считаются одними из наиболее энергоёмких агрегатов. Если все насосы в той же Германии будут потреблять хотя бы на 10 процентов меньше электричества, то одну или две больших электростанций можно будет запросто останавливать. В перспективе мы планируем активизировать работу по продвижению на российском рынке энергосберегающих технологий. Конечно, сейчас для этого не самое лучшее время — денег на проекты в России выделяется не так много. Однако здесь важно помнить две вещи: то, что Россия располагает одним их самых больших в мире потенциалов повышения энергоэффективности, и то, что энергия тогда эффективна, когда расход её минимален. Поэтому экономить нужно там, где для этого есть возможности. В промышленном сегменте в прошлом году бизнес шёл неплохо. Водоканалы были менее активны, и в текущем 2015-м году ситуация, по всей видимости, не изменится. Впрочем, временная стагнация — ещё не повод снижать объёмы производства, нужно понимать, что после затишья будет скачок спроса, и к этому надо быть готовым.
:: Каких результатов вы ждёте от текущего года? Каковы ваши прогнозы по ситуации на насосном рынке?
Й.Д.: Прогнозы — дело неблагодарное в принципе, особенно в ситуации неопределённости и нестабильности на рынке. Мы, как и большинство крупных компаний на российском рынке, очень надеемся на изменения в лучшую сторону. Честно сказать, если наши продажи упадут не более чем на 10 процентов по отношению к прошлому году, то это будет уже очень хорошо, однако, если подходить к вопросу реалистично, мой прогноз при условии нашей самоотверженной работы — минус 20 процентов. А в целом насосный сегмент может «просесть» и на 25, и на 30 процентов. Однако все основания для оптимизма есть — мы делаем всё от нас зависящее, для того чтобы наши сотрудники и их семьи в наступившем году не испытывали чувство тревоги за своё будущее, а работали так же хорошо и эффективно, как раньше. Мы уже заплатили бонус за прошлый год, а в текущем — уже проиндексировали зарплаты с учётом инфляции. Ведь человеческий капитал — самое главное достояние для любого бизнеса.