О направленности проектных работ по энерго- и водосбережению в г. Москве, повышению уровня тепловой защиты зданий и сооружений, оснащению их прогрессивным инженерный оборудованием и приборами регулирования и учета потребляемой энергии и воды докладывал первый заместитель председателя Госкомархитектуры Гольдфайн Ю.В. В частности, он отметил, что в действующих городских нормативно-методических документах, и прежде всего в МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению", приводятся конкретные требования по различным аспектам энергосбережения:
- уровню тепловой защиты проектируемых новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых жилых домов (многоквартирных и одноквартирных), общеобразовательных и дошкольных учреждений, поликлиник и административных зданий и теплотехническим показателям энергоемкости зданий и сооружений;
- их оснащению экономичными инженерными системами, оборудованием, приборами управления, регулирования и учета потребления энергоносителей и воды;
- тепловодоснабжению жилых микрорайонов и зданий и ряду других аспектов.
Было подчеркнуто, что очень важным и обязательным элементом является энергетический паспорт проекта жилого дома или общественного здания, в котором приводятся проектные показатели затрат энергии на отопление, горячую воду, вентиляцию, а также достигнутый удельный показатель расхода тепловой энергии за отопительный период в сравнении с требуемым. Также речь шла об обязательном включении во все проекты раздела "Энергосбережение", а сами проектные решения выполняются в полном соответствии с требованиями действующих нормативных федеральных и городских документов по энерго- и водосбережению. При их невыполнении или частичных отступлениях от требований этих нормативов практически невозможно получить соответствующие согласования со стороны Мосгосэкспертизы. Большую роль в деле энерго- и водосбережения играет оснащение зданий современными экономичными системами инженерного оборудования, приборами регулирования и учета потребляемой энергии и воды. Гольдфайн Ю.В.: "Следует отметить, что еще в МГСН 2.01-94 "Энергосбережение в зданиях", утвержденных Правительством Москвы в марте 1994 г., было записано:"В квартирах жилых домов следует устанавливать приборы учета холодной и горячей воды, а при проектировании поквартирных систем отопления и приборы учета расхода теплоты на отопление" (пункт 2.2.9). Это требование естественно выполнялось при разработке проектно-сметной документации в течение восьми лет. Однако при строительстве конкретных жилых домов иногда по согласию с заказчиком эти приборы или вообще не предусматривались, или не ставились и оставались где-то на складах, а в тех домах, где они были установлены, в большинстве случаев расчеты пользователей по их показаниям были невозможны из-за отсутствия соответствующих подразделений в учреждениях, эксплуатирующих жилой фонд. С принятием постановления Правительства Москвы № 1122-ПП и необходимостью его безусловной реализации Комплексом городского хозяйства, этот недостаток будет ликвидирован и город получит реальную экономию энергоресурсов и воды. Более того, учет и оплата пользователями потребленной горячей и холодной воды в соответствии с показаниями приборов заставит изменить отношение к качеству поставляемой в квартиры воды (особенно горячей с нормативной температурой) заставит поставщиков улучшить работу ЦТП и ИТП. В свою очередь эти предприятия городского хозяйства вынуждены будут предъявлять свои претензии к качеству и характеристикам теплоносителей в магистральных и внутриквартальных системах, в результате чего вскроются тепловые потери в этих коммуникациях, которые в настоящее время практически не учитываются. В целях сокращения потерь тепла в наружных сетях и коммуникациях в текущем году по заказу Москомархитектуры предусмотрена разработка двух глав МГСН: по тепловой изоляции трубопроводов различного назначения (с учетом новых норм тепловых потерь по СНиП 2.04.14-88-) и по проектированию и строительству тепловых сетей с индустриальной изоляцией из пенополиуретана. В части выбора и применения тех или иных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, источников теплоснабжения в настоящее время не имеется каких-либо ограничений, за исключением зданий для строительства и реконструкции за счет средств бюджета города. Для этих типов зданий следует ориентироваться на применение наиболее экономичных систем, как правило, отечественного производства, предусматривая при этом обеспечение нормируемого уровня санитарно-гигиенических условий проживания. В настоящее время имеется достаточно большой и многоплановый опыт применения в г. Москве различных систем отопления, вентиляции и кондиционирования, источников энергии и теплоснабжения, приборов регулирования и учета различных видов энергии и воды в коммерческом жилье, гостиницах, офисах, спортивных и зрелищных зданиях и сооружениях. Продолжается экспериментальное проектирование и строительство объектов с применением в них энергосберегающих мероприятий. Строительство в г. Москве жилых домов и зданий общественного назначения высотой более 75 м также потребует выработки ряда специфических решений и приемов по их инженерному оснащению различными системами". Обобщение опыта применения различного инженерного оборудования, ознакомление инвесторов, заказчиков, проектировщиков с наиболее прогрессивными и экономичными системами отопления, вентиляции, кондиционирования и водоснабжения для зданий различного назначения и этажности на конференциях, семинарах и презентациях, включение нового инженерного оборудования и приборов в Московский территориальный строительный каталог и при необходимости разработка и развитие федеральных нормативов по отоплению, вентиляции, кондиционированию, водоснабжению и канализации рекомендаций, руководств и инструкций, отражающих специфику строительства в г. Москве — таковы, по мнению Москомархитектуры, основные направления деятельности на 2003–2004 гг. в области инженерного оборудования зданий и сооружений. Нормативная документация всегда являлась и является камнем преткновения для внедрения энергосберегающих ресурсов и технологий как базисной основы для развития строительной отрасли. Щипанов Ю.Б. из комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы осветил вопросы состояния и дальнейшего развития Московской нормативно-методической базы по энергосбережению и снижению водопотребления в зданиях и сооружениях, применению инженерного оборудования в практике проектирования и строительства. В своем выступлении он отметил: "Отдельные положения новых МГСН 3.01-01 "Жилые здания", утвержденных и введенных в действие Правительством Москвы в октябре 2001 г., также касаются аспектов дальнейшего энергосбережения. В разработанных в 2001 г. по заказу Москомархитектуры и находящихся в настоящее время на согласовании с заинтересованными организациями "Общих положениях к техническим требованиям по проектированию жилых зданий высотой более 75 м" содержится ряд специфических требований к системам водопровода и канализации, теплоснабжения и вентиляции. В постоянно обновляемых "Перечнях нормативно-методической литературы, распространяемой ГУП "НИАЦ" Москомархитектуры, имеются сведения о МГСН, рекомендациях, руководствах, инструкциях и других действующих городских нормативно-методических документах, относящихся к проблемам энергосбережения и экономии воды". Далее он проинформировал о завершенных в 2001-2002 годах разработках по главным направлениям энергосбережения: по теплозащите и инженерному оборудованию зданий и сооружений, по наружным сетям и источникам энергии и теплоснабжения, а также коснуться некоторых проблем внедрения прогрессивных и экономичных систем, изделий и приборов инженерного оборудования зданий и сооружений." "По источникам энергии и теплоснабжения в 2001 г. разработаны, утверждены и изданы следующие нормативно-методические документы: "Руководство по применению тепловых насосов с использованием вторичных энергетических ресурсов и нетрадиционных возобновляемых источников энергии"; "Руководство по проектированию автономных источников теплоснабжения". С целью более широкого внедрения энергосберегающих решений по этим направлениям представляется целесообразным рекомендовать инвесторам, заказчикам, проектировщикам и строителям ознакомиться с реальными результатами, полученными в демонстрационном жилом энергоэффективном жилом доме в Никулино (этот объект включен в Городскую программу по энергосбережению на 2001–2003 годы в г.Москве). Новые подходы к источникам теплоснабжения применяются в застройке района Куркино и других жильтх образований и также могут представить интерес для вышеуказанного круга участников инвестиционно-строительного процесса. В 2002 году по заказу Москомархитектуры НИИ Мосстрой будет вести разработку московских городских норм по тепловой изоляции трубопроводов различного назначения и по проектированию и строительству тепловых сетей из труб с индустриальной теплоизоляцией из пенополиуретана. Эти работы также включены в Городскую программу по энергосбережению на 2001-2003 годы в г. Москве. Их внедрение в практику проектирования и строительства позволит сократить тепловые потери в наружных тепловых сетях и коммуникациях и получить существенную экономию энерги Одной из существенных составляющей дальнейшего энерго- и водосбережения является инженерное оборудование зданий и сооружений. В современных проектах жилых и общественных зданий применяются наиболее экономичные и прогрессивные системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, вентиляции и кондиционирования, приборы регулирования и учета различных видов энергии и воды, предусматривается применение автоматизированных узлов управления, автоматизированных систем учета энергопотребления и др. По нашему мнению, основополагающими нормативными документами должны быть федеральные СНиП и Своды правил, которые Госстрою России необходимо обновлять или дополнять. В этой связи весьма своевременным является разработка СантехНИИпроектом в текущем году новой редакции СНиП "Отопление, вентиляция и кондиционирование". При этом специфические особенности Москвы, при необходимости, затем могут отражаться в соответствующих городских нормативно-методических документах (пособиях, рекомендациях, инструкциях и др.). В 2001 году Москомархитектурой была организована разработка НПО "Стройполимер" Руководства по проектированию и монтажу внутренних систем водоснабжения и канализации из пропиленовых труб (изданы и доведены до пользователей). Применение этих труб значительно упростит монтаж систем, снизит их вес, повысит долговечность. Примером возможного решения назревших проблем, в т.ч. комплексно, могут служить "Технические требования к приточным вентиляционным шумозащитным устройствам в жилых домах с естественной вентиляцией", утвержденных распоряжением Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города от 01.02.02 № 9. Эти устройства предназначены для снижения уровня транспортного шума в помещениях и для организованного притока наружного воздуха в условиях недостаточной инфильтрации при применении новых типов светопрозрачных ограждающих конструкций с требуемым высоким уровнем сопротивления теплопередаче. Имеется действенная возможность внедрения современного экономичного инженерного оборудования, приборов и систем — через Московский территориальный строительный каталог (МТСК). В его состав после соответствующих рассмотрении и согласовании Комплексом архитектуры, строительства, развития и реконструкции города периодически включаются новые конструкции, изделия и приборы. Заказчикам и проектировщикам представляется возможность выбирать наиболее подходящую для каждого конкретного случая продукцию. На наш взгляд, наиболее сложная задача по этому направлению заключается в выработке технической политики в отношении зданий массового муниципального строительства и реконструкции существующего пятиэтажного жилого фонда. В первую очередь необходимо определиться какими инженерными системами должны оснащаться эти типы зданий. Вероятно, в этом вопросе решающими будут возможности бюджета города. Исходя из этого следует ориентироваться на рациональные экономичные системы и решать вопросы о применений однотрубных или двухтрубных систем отопления, о целесообразности поквартирных разводок отопления, об области применения естественной или механической вентиляции в зависимости от типа жилья, этажности, его ориентации на определенные группы населения (будущих пользователей). Необходимо определиться по вопросам дальнейшей установки в квартирах регулирующих приборов и, особенно, приборов учета расхода горячей и холодной воды, тепла на отопление, о применении тех или иных типов автоматизированных систем учета энергопотребления с выводом данных через АСУЭ (АСКУЭ) в соответствующие эксплуатирующие организации, в том числе, и для расчетов населения за потребленные энергоресурсы и воду. Только после этого можно будет распространять имеющийся в Москве опыт по применяемым в "пилотных" проектах, в коммерческих жилых домах, офисных зданиях, гостиничных комплексах и других объектах различным инженерным системам. и приборам на массовое строительство муниципальных и социально ориентированных жилых и общественных зданий, исходя из возможностей города и готовности организаций, эксплуатирующих жилой фонд и заинтересованных в реальном сбережении всех видов энергетических ресурсов и воды. Представляется, что необходимость реализации жилищно-коммунальной реформы заставит всех всерьез заняться решением этих проблем." Директор ФГУП "СантехНИИпроект" Шарипов А.Я. рассказал об энергосберегающих технологиях в коммунальном хозяйстве: "Известно, что одним из основных потребителей тепловой энергии более 700 млн Гкал/год является жилищно-коммунальный сектор, в котором жилищный фонд занимает львиную долю —порядка 500 млн Гкал/год — 71%. Этот же фонд основной потребитель государственных субсидий и дотаций, по существу являясь "черной дырой" для государственных и муниципальных бюджетов и средств населения. В то же время 60% этой энергии производится коммунальными предприятиями-котельными, из которых на долю котельных мощностью до 20 Гкал/час приходится 48,3%. Таким образом около 150 млн Гкал/год. вырабатываются мелкими котельными, половина которых работает на природном газе с расходом около 26,85 млрд м3/год. Как показывают расчеты и статические данные энергетическая эффективность существующей системы коммунального теплоснабжения не превышает 50%. Только повышение энергетической эффективности использования газа хотя бы то 0,9, что при нынешних энергосберегающих технологиях не вызывает технических сложностей позволит при тех же расходах газа увеличить выработку тепла коммунальными котельными более чем 1,5 газа. Однако это возможно только при внедрении энергосберегающих технологий во все звенья системы теплоснабжения: выработка — транспортировка — распределение — потребление. Практика энергетических обследований свидетельствует, что основные потери сосредоточены в звеньях потребления, распределения и транспортировки тепла. Потери в этих звеньях не зависят от вида сжигаемого топлива. Потери на источнике в прямую зависят от вида топлива. Таким образом, в первую очередь должно быть выработано приоритетное направление постепенной реконструкции и внедрения энергосберегающих технологий с учетом этих фактором. Для централизованной системы при новом строительстве и реконструкции существующего жилищного фонда можно существенно повысить энергетическую эффективность теплоснабжения при комплексном внедрении энергосберегающих технологий. Сокращение потерь в звене потребления может быть достигнуто только в том случае, если потребитель будет иметь возможность сам регулировать количество потребляемого тепла и оплачивать только за тепло, которое фактически употребил по физиологическим потребностям и экономическим возможностям. Такая возможность открывается при внедрении в новое жилое строительство, а также при реконструкции и капитальном ремонте жилого фонта поквартирной системы отопления, с индивидуальным контролем и учетом потребляемой тепловой энергии. Применение такой технологии должно быть закреплено нормативными требованиями и экономической мотивацией потребителя в энергосбережении, в том числе и за счет собственных средств, что законодательно должно быть поддержано. Саморегулирующая система общественной вентиляции герметична. В звене распределения между потребителями жилого дома внедрение технологии полностью автоматизированного количественно-качественного регулирования в индивидуальных тепловых пунктах, обеспечивает качество и количество тепловой энергии в точном соответствии с погодными условиями, без недотопов и перетопов и наиболее эффективное использование частотно-регулируемого электропривода. Использование этих технологий также должно быть закреплено нормативными требованиями для нового строительства и постепенной замены при реконструкции существующих зданий жилого фонда и зданий социально- общественного назначения. Необходимо законодательно закрепить экономический механизм заинтересованности коммунальных и эксплуатационных служб различных форм собственности и потребителей во внедрении такой технологии в том числе путем льготного кредитования и налогообложения. Энергетическая эффективность транспортной системы теплоснабжения помимо качественного состояния тепловых сетей, в большой степени зависит от гидравлической регулировки и взаимоувязки всех тепловых вводов особенно для разветвленной сети. Практически для технологии качественного регулирования достигнуть гидравлической увязки всех вводов не удается, особенно в системах с ИТП оборудованных элеваторными узлами, качественная работа которых зависит от располагаемого напора перед тепловым вводом. Такая технология не дает возможности обеспечить подачу количества тепла в точном соответствии с погодными условиями и правильно распределить потоки тепла между потребителями. Температурный график, который фактически не удается поддерживать в режиме текущих погодных условий и времени, и постоянный поток теплоносителя имеют практическое значение для системы централизованного теплоснабжения на базе комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Для систем теплоснабжения от коммунальных котельных в этом нет необходимости. Поэтому повышение энергетической эффективности и уменьшение потерь можно достигнуть внедрением технологии регулирования отпуска тепла количественным методом, при постоянной температуре теплоносителя, что дает наиболее эффективное снижение затрат электроэнергии на транспортировку теплоносителя применением частотно-регулируемого электропривода, снижение потерь с уменьшением утечек теплоносителя, независимость работы системы от гидравлической увязки вводов и перераспределения потоков от располагаемого напора на вводе и точное совпадение количества отпускаемого тепла с его потреблением в режиме текущих погодных условий и времени. Повышение энергетической эффективности количественного регулирования отпуска тепла особенно ощутима при средних температурах отопительного периода, когда в разрезе текущего времени обеспечивается равенство выработанной и потребленной энергии в соответствии с погодными условиями и количество сетевой воды циркулирующей в сетях уменьшается более чем в 2 раза. Использование этой технологии также должна быть поддержана нормативными требованиями для отопительных котельных при новом строительстве и реконструкции в системе коммунального теплоснабжения. Потери в транспортирующих сетях также можно или полностью избежать или значительно сократить при ликвидации тепловых сетей или значительном уменьшении их протяженности. Т.е. при максимальном приближении источников тепла к потребителю. Однако по экологическим соображениям это можно сделать только при использовании экологически чистого вида топлива, каковым является природный газ. В топливном балансе коммунального теплоснабжения природный газ составляет около 45%, однако энергетическая эффективность использования его при применении устаревших технологий мало чем отличается от систем теплоснабжения на угле или мазуте. Практически для полезно используемого тепла в коммунальном теплоснабжении сегодня сжигается газа почти в полтора раза больше чем требуется. Сжигание природного газа как экологически чистого вида топлива должно быть максимально приближено к потребителю, что позволяет минимизировать трансмиссионные и распределительные потери тепловой энергии. Этого можно достигнуть путем широкого внедрения автономного и поквартирного теплоснабжения, позволяющих повысить энергетическую эффективность до 85% и 92% соответственно вместо существующей при централизованном 55–60%. При реализации программы газификации регионов России должна быть принята идеология максимальной автономизации источников коммунального теплоснабжения путем реконструкции действующих (в т.ч. и подвальных) и строительства новых полностью автоматизированных без обслуживающего персонала автономных источников тепла (крышные, встроенные, пристроенные) с количественным регулированием отпуска тепла, гармонически встраиваемых в архитектурный облик района, здания. Организация автономного теплоснабжения на примере экспериментального жилого района "Куркино" г. Москва (проблемы и в количестве примера решения экономических, технических, экологических, архитектурно-планировочных и организационно-правовых вопросов, руководство по проектированию автономного теплоснабжения для г. Москвы). Как показали расчеты по проекту автономного теплоснабжения экспериментального жилого района Куркино в г. Москве, единовременные капитальные вложения на источники тепла (котельные) сокращаются почти на 30% на тепловые сети в 3,4 раза, почти на 50% уменьшается годовой расход топлива, стоимость отпускаемого тепла снижается почти в 2 раза. При этом повышается надежность, экономическая безопасность и комфортность обеспечения теплом потребителей. Создаются условия без замораживания огромных капитальных вложений в РТС и сети, ввести в действие систему теплоснабжения к сроку и к месту ввода жилья и объектов соцкультбыта. Во многих случаях и с опережающими темпами. Однако это не простое уменьшение мощности источника тепловой энергии и приближение его к потребителю. Это в первую очередь возможность использования энергосберегающих технологий во всей цепочке выработки — транспортировки — распределения и потребления тепла. Переход на принципиально новую систему количественно-качественного регулирования, обеспечивающего совпадение по времени режимов выработки и потребления тепла с наименьшими потерями и затратами. В общем, этим и обеспечивается повышение энергетической эффективности автономного теплоснабжения до 0,8–0,85 против 0,5–0,55 централизованного. И это не простое строительство мини-котельной с традиционным зданием промышленного типа из строительных конструкций или контейнера. Это органическое дополнение в архитектурный облик жилой застройки, желательно без отдельно стоящей дымовой трубы. Последнее имеет большое значение для коммерческой привлекательности жилья жилого". Сасин В. И., ООО "ВИТАТЕРМ", в своем докладе рассмотрел проблемы решения актуальной задачи энергосбережения в отечественном строительстве, отметив, что выбор того или иного пути снижения энергии с цепью обеспечения комфортных, условий для пребывания людей в жилых и общественных зданиях определяется зачастую политическими лозунгами, не всегда подкрепленными грамотным техническим обоснованием. Поэтому проблема оптимизации расхода энергии на создание комфортных условий проживания людей в зданиях, современного строительства заменяется задачей снижения расхода тепловой и электрической энергии без учета того, как это снижение отразится на здоровье граждан и в конечном итоге, кому и в какой мере такое снижение выгодно. В докладе даны рекомендации по решению ряда проблем энергосбережения применительно к системам отопления современных зданий на основе реального учета расхода тепловой энергии действительно заинтересованными в экономии этой энергии потребителями. Интересна его точка зрения на то, что погоня за снижением расхода тепловой энергии на обслуживание жилых зданий, а в ряде случаев и других типов здании, пренебрежение важнейшим экономическим фактором — здоровьем людей приводит к дискредитации безусловно правильной идеи. Сасин В.И. говорил об оптимизации, а не простом снижении расхода энергии на обслуживание зданий и внедрении, потому что при оптимизации необходимо учитывать показатели, характеризующие комфортные условия для нахождения в этих зданиях людей и их здоровья. Среди этих показателей — температура воздуха, в том числе радиационная, градиент температур по высоте и глубине помещения, относительная влажность и подвижность воздуха, микробиологическая обстановка, содержание отрицательных ионов природного образования и т.п. Кириллов В. М., начальник отдела энергоресуреосбережения Госстроя России рассказал о программе "Энергоэффективная экономика": "Программа "Энергоэффективная экономика" утверждена, но приступаем мы к работе по ее реализации с тем же старым рамочным законом "Об энергосбережении", хотя проблема Госстроем России ставилась — и в Государственной Думе, и в Правительстве России, и в Минэнерго России. При нашем активном участии полтора года назад были разработаны и согласованы дополнения и изменения к закону "Об энергосбережении" с целью сделать его законом прямого действия, создать механизмы экономической заинтересованности в проведении энергоресурсосберегающих мероприятий, снять препятствия к разработке региональных законов по энергосбережению, созданию региональных фондов. Задержка в принятии законопроекта о внесении поправок в закон "Об энергосбережении" являемся тормозом к широкому развертыванию работ по повышению энергоэффективности ЖКХ. В числе важнейших мер по реализации раздела 3 следует назвать: административно-нормативные меры, включающие: пересмотр существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, в направлении ужесточения требований к энергосбережению; совершенствование правил учета и контроля энергопотребления, а также установление стандартов энергопотребления и энергопотерь и обязательную сертификацию энергопотребляюших приборов и оборудования массового применения на соответствие нормативам расхода энергии; проведение регулярного энергетического аудита предприятий ЖКХ; дополнительные хозяйственные стимулы энергосбережения в ЖКХ, которые превратили бы его в эффективную сферу бизнеса: освобождение от налога на прибыль инвестиций, направляемых на осуществление организационных и целевых технологических мер по экономии топлива и энергии; ускоренная амортизация энергосберегающего оборудования; налоговая или другая финансовая поддержка реализации энергосберегающих мероприятий, включая лизинг энергоэффективного оборудования и др.; популяризация эффективного использования энергии среди населения: обучение персонала; создание доступных баз данных по энергосберегающим мероприятиям, технологиям и оборудованию, нормативно-технической документации; проведение конференций и семинаров по обмену опытом." Кроме этого Сотникова О.А., профессор Воронежского государственного архитектурно-строительного Университета выступила на тему выбора экономически целесообразного (оптимального) варианта развития системы теплоснабжения требует принятия во внимание большого количества факторов и условий функционирования системы. Традиционно используемый ранее для оценки экономической эффективности проекта критерий минимума приведенных затрат в условиях рыночных отношений не всегда приемлем, поскольку не отвечает в полной мере требованиям учета условий финансирования. В целом характер выступлений отражал сложные процессы в отраслевом сообществе, определяющие движение к энергосберегающей экономике. Этот путь будет достаточно труден и нелегок, в том числе и из-за российского менталитета в области потребления энергоресурсов и сложности самого вопроса, в котором тесно переплетены и политика и экономика. Но одним из явных ограничителей процесса является нехватка конкретных информационных ресурсов, позволяющих отделить коммерческий интерес быстрой выгоды от внедрения полномасшатбной, учитывающей все факторы, программы по ресурсосбережению.