Наряду с расширением собственных сооружений по очистке сточных вод и сокращением объема сбрасываемых в Гамбург стоков с 1988 г. выделялись дополнительные средства на реализацию мер по снижению вредной нагрузки на водоемы в водосборном бассейне по течению Эльбы выше Гамбурга. На средства, использованные в районе водосборного бассейна Эльбы, было достигнуто более эффективное снижение нагрузки на Эльбу вредными веществами, чем это было бы возможно осуществить на базе тех же затрат в самом Гамбурге. На реализацию проектов по охране водоемов, начатых еще до перестройки, очень благоприятное воздействие оказали имевшие место политические перемены. Этот метод сосредоточения внимания на водосборном бассейне, применявшийся задолго до принятия Рамочной директивы ЕС о водном хозяйстве, привел к тому, что в районах основной экологической нагрузки в период с 1968 по 2001 гг. в новых федеральных землях * Продолжение. Начало — см. в № 8 (август) за 2004 г. Германии, а также в Чешской Республике было оказано содействие избранным проектам на сумму около 5,1 млн евро. Эти субсидии были обусловлены существенным улучшением качества воды в Гамбурге и значительным собственным вкладом со стороны эксплуатирующих организаций. Например, в 1995 и 1996 гг. на предприятии Spolchemie в г. Усти над Лабем (Чешская Республика) было оказано содействие строительству очистных сооружений сточных вод по месту электрохимического производства хлора и щелочи предприятия на сумму около 150 тыс. евро. В период с 1992 по 1998 гг. уменьшение сброса ртути предприятия Spolchemie в общем объеме снижения вредной нагрузки в водах Эльбы (замеры осуществлялись на водомерном посту в Шнакенбурге) составило более чем 50%. Снижение этой нагрузки можно подтвердить также результатами обследования, проведенного на рыбах. Интегрированное ведение хозяйства в водосборных бассейнах Реки, потоки грунтовых вод и морские течения являются естественными системами, а значит, они не связаны произвольными территориальными границами, которые установили или устанавливают на нашей планете люди. Различные требования, предъявляемые к совместно используемым водоемам со стороны промышленности, сельского хозяйства, рыболовства, области использования гидроэнергетического потенциала, судоходства, сферы проведения досуга (например, лодочного транспорта, купален), снабжения питьевой водой и удаления сточных вод — все это накапливает конфликтный потенциал. Координация же и кооперация различных групп требований в пределах экологического комплекса «Водный бассейн» дает экологические и экономические преимущества. В Германии, прежде всего в федеральной земле Северный Рейн — Вест-фалия с большой плотностью населения, уже в конце XIX века сформировались сильные водохозяйственные объединения, обеспечивающие возможность интегрированного, экологического и эффективного управления водосборными бассейнами независимо от политических границ. Эти объединения являются публично-правовыми корпорациями и находятся под демократическим контролем своих платящих взносы членов. Государство осуществляет лишь правовой надзор за деятельностью объединений. Обязательными членами объединений являются муниципалитеты и те предприятия в соответствующем водосборном бассейне, которые в существенной мере способствуют загрузке очистных сооружений за счет сброса своих предварительно обработанных сточных вод. Кроме того, членами некоторых объединений являются предприятия, занимающиеся снабжением питьевой водой. Задачи и услуги водохозяйственных объединений — обеспечение водоснабжения и удаления сточных вод на территории соответствующих водосборных бассейнов как можно более экономичным способом. Например, удаление сточных вод, включая образующиеся при этом остаточные вещества; строительство и эксплуатация очистных сооружений; строительство и эксплуатация водохранилищ для снабжения питьевой водой, для компенсации объемов воды и защиты от паводков; поддержание исправного состояния проточных вод; уход за водоносным массивом. Немецко-российское сотрудничество в рамках программ ЕС Россия и Германия имеют общий интерес к обеспечению устойчивого обращения с природными ресурсами и охране окружающей среды. Наряду с многоплановой двусторонней деятельностью и проектами Германия активно сотрудничает с Россией в рамках программ ЕС, например, программ Tacis Key Institution (эквивалент формы кооперации Twinning, практикуемой в новых странах-членах ЕС или кандидатах на вступление в него), LIFE, Tacis, Interreg и т.д. Потенциальными партнерами являются как организации на федеральном уровне, так и организации федеральных земель или даже отдельных сельских районов и муниципалитетов. Общество Gesellschaft fu..r Technische Zusammenarbeit (GTZ) GmbH оказывает поддержку партнерам по проектам в деле подачи заявок на проекты ЕС и их реализации, помогает отобрать подходящих партнеров и определить специализацию работ и конкретные меры, координирует весь процесс реализации проектов и проведения расчетов по ним. Сотрудничество в рамках проектов Interreg/Tacis BERNET Catch (03.2003-12.2005 гг.) — это проект-продолжение, организованный сетью BERNET (Baltic Eutrophication Regional Network) и поддерживаемый ЕС в рамках программ Interreg III B и Tacis CBC. Целью является выработка совместных инструментов и стратегий трансграничного сотрудничества в области управления водоемами и их хозяйственного использования. Долгосрочная цель — восстановление и устойчивое сохранение качества воды в районе Балтийского моря. Подготовленное в рамках BERNET на нескольких языках руководство для обслуживающего персонала очистных сооружений содержит практические указания и инструкции по показателям сточных вод, канализационным сетям, эксплуатации и техническому обслуживанию очистного оборудования, управлению процессами очистки, документации и отчетности, безопасности, гигиене и многим другим вопросам. Деятельность в рамках BERNET Catch: □ составление планов водосборных бассейнов в избранных регионах-партнерах (например, менеджмент-план для залива Фриш-Гаф); □ разработка методов классификации и оценки водоемов; □ разработка гармонизированных инструментов и обмен опытом по вопросам мониторинга водоемов и обеспечения участия населения в планировании водосборных бассейнов; □ усовершенствование сетевых структур среди партнеров BERNET в качестве платформы для будущего сотрудничества в области устойчивой охраны водоемов. Участники проекта — регионы в Дании (Фюнен, руководящий партнер), Германии (Шлезвиг-Голштиния) и России (Калининград), а также в Швеции, Финляндии, Эстонии и Польше. Немецкий партнер — Ведомство природы и окружающей среды федеральной земли Шлезвиг-Голштиния — возглавляет рабочую группу «Классификация и оценка региональных водоемов». Twinning ...означает двусторонние партнерские отношения между административными органами из стран-членов ЕС и стран-партнеров ЕС. В сотрудничестве с новыми государствами-членами ЕС Twinning зарекомендовал себя как действенный инструмент, сопровождающий их на пути к сближению с ЕС. С 2002 г. модель партнерского сотрудничества администраций Twinning под названием программы Key Institu-tion успешно осуществляется также в России и других государствах Восточной Европы и Центральной Азии. В рамках этой программы российские органы из сфер администрации, законодательства или правосудия могут извлечь для себя пользу из ноу-хау и опыта стран-членов ЕС. Содействие оказывается партнерским проектам в областях законодательства, административной реформы, создания и развития учреждений. Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и контроля за безопасностью ядерных реакторов Германии с 1998 г. принимает активное участие в программе Twinning и поддерживает администрации в странах-партнерах в процессе адаптации к директивам и стандартам ЕС, в обучении их персонала, а также оптимизации административных структур. Проект Twinning «Реализация рамочной директивы ЕС по водной политике» реализуется в Польше. Рамочная директива ЕС по водной политике требует от всех своих стран-членов обеспечить интегрированное управление водоемами и их хозяйственное использование, ориентирующееся на обслуживаемые территории, а не на административные границы. Польша, как и все другие государства-члены ЕС, обязана в установленные сроки претворить директиву ЕС на практике и получает при этом поддержку Германии в рамках проекта Twinning. Цель проекта — оказание содействия в деле внедрения хозяйственного использования водосборных бассейнов с ориентацией на обслуживаемые территории путем создания и укрепления необходимых учреждений. Тематическое содержание проекта: □ институциональные и законные предпосылки и требования для реализации рамочной директивы о водном хозяйстве на практике; □ методы и инструменты для обработки данных в процессе управления водосборными бассейнами, GIS-tools; □ методы планирования водосборных бассейнов; □ экономический анализ; □ участие общественности в хозяйственном использовании водосборных бассейнов; □ методы повышения качества воды; □ классификация и мониторинг поверхностных вод; □ определение и мониторинг качества грунтовых вод. Проект Twinning включает в себя также компонент инвестиций: □ модернизацию технологий и оборудования за счет содействия из бюджета Phare; □ приобретение нового оборудования (компьютерной техники, программного обеспечения GIS, лабораторного оборудования). Программа Консультационной помощи Центральной и Восточной Европе С 2002 г. Федеральное министерство окружающей среды проводит собственную консультационную программу помощи Центральной и Восточной Европе объемом около 2,2 млн евро в год. Программа рассчитана на то, чтобы оказать содействие процессу внедрения высоких экологических стандартов на двустороннем и многосторонних уровнях. В Восточной Европе наряду с созданием учреждений поддержка обеспечивается в первую очередь мерам и проектам, способствующим сохранению и расширению связанной с экологией инфраструктуры, прежде всего в сферах водоснабжения, удаления сточных вод и хвостового хозяйства. В рамках сотрудничества с партнерами на местах разрабатываются показательные проекты для подготовки инвестиций. В России с 2000 г. была оказана поддержка 21 проекту на сумму в общей сложности 2,3 млн евро. Центральными направлениями выступили темы сбора данных в области водоснабжения и удаления сточных вод, экологического мониторинга, санации, хвостового хозяйства и экологически чистого производства. Трансграничное управление водосборными бассейнами в районе Куршского залива Рамочная директива ЕС по водной политике (РДВ) требует тесного согласования со странами-соседями ЕС в отношении трансграничных водосборных бассейнов. В рамках проекта, которому оказывает содействие Федеральное министерство окружающей среды, в качестве пилотного региона по хозяйственному использованию трансграничных водосборных бассейнов между Литовской Республикой и Калиниградской областью был выбран нижний Неман, включая Куршский залив. Цель проекта — усовершенствование на практике трансграничного сотрудничества в области управления водосборными бассейнами и мониторинга водоемов. Тематическое содержание проекта: □ сравнительный анализ водных законов Литвы и России; □ инвентаризация, презентация и оценка состояния водоемов на пилотной территории; □ регистрация, презентация и оценка факторов влияния из водосборных бассейнов в Калиниградской области на Неман и Куршский залив; □ предложение по программе «Нижний Неман и Куршский залив» мер для реализации экологических целей РДВ, включая ориентировочную оценку необходимых финансовых затрат; □ разработка подходящего инструментария для реализации РДВ, адаптированной с учетом существующих информационных систем и структур. Управление аварийными ситуациями в водосборном бассейне Немана Экологическая система Немана и снабжение питьевой водой в его водосборном бассейне испытывают значительные нагрузки со стороны предприятий бумажной и целлюлозной промышленности, химической и фармацевтической индустрии, а также со стороны электростанций. До сих пор отсутствуют международные планы предупреждения и аварийного оповещения для так называемых «горячих точек» в бассейне Балтийского моря, чтобы на раннем этапе обеспечить взаимную передачу информации в случае аварий и сбоев. Федеральное министерство окружающей среды Германии поддерживает трансграничные меры по профилактике аварийных ситуаций в водосборном бассейне Немана в рамках программы консультационной помощи. Цели проекта: □ использование опыта работы международных комиссий по защите Рейна, Эльбы или Дуная при составлении международных планов предупреждения и аварийного оповещения; □ распространение уже ведущегося трансграничного сотрудничества в водосборном бассейне Немана на рабочую область «Охрана водоемов с учетом конкретных сооружений и трансграничное управление аварийными ситуациями». Тематическое содержание проекта: □ инвентаризация предприятий, являющихся потенциальными источниками аварийных ситуаций на территории водосборного бассейна Немана (база данных); □ подготовка и осуществление планов предупреждения и аварийного оповещения в Литве и Калининградской области (на втором этапе и в Беларуси); □ создание основ для формирования международной комиссии по защите реки Неман. Разработка показателей для российских водохозяйственных предприятий Инвесторы и принимающие решения лица нуждаются в наличии надежной базы в виде фактов и данных. Так называемая Модель показателей успеха, разработанная Всемирным банком, уже применяется в Европе, Африке и США. В рамках сотрудничества с ЕАР (Environmental Action Programme), специальной рабочей группой ОЭСР, Германия и Финляндия оказали содействие проекту по внедрению этой модели на 92 предприятиях российского «Водоканала». Тематическое содержание проекта: □ обучение специалистов в Институте коммунального хозяйства; □ обучение обслуживающего персонала избранных предприятий; □ управление региональными базами данных и их обслуживание, сопоставление данных между регионами; □ создание информационной базы Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. □ Посещайте www.cleaner-production.de (Cleaner Production — экологически чистое производство) — портал для передачи экотехнологий. Он дает обширную информацию: более 2500 информационных разделов с квалифицированными аннотациями для оперативной орен-тировки, более 1500 подробных примеров из практики, иллюстрирующих уровень техники, 1000 ссылок на важных действующих лиц, информацию о национальных и интернациональных инструментах содействия. Материал получен на Дне Германии во время выставки-конгресса «Экватэк-2004» (1-4 июня с.г., Москва, «Гостиный двор»). По данным Федерального министерства окружающей среды, экологии и ядерной безопасности Германии.
Водный сектор Германии: охрана вод и международное сотрудничество
Трансграничная охрана вод на реке Эльбе
До начала 90-х годов Эльба считалась проточной водой с наибольшей загрузкой в Западной Европе.
Многочисленные сбрасываемые в нее вредные вещества коммунального и промышленного происхождения привели к тому, что на некоторых участках течения Эльбу пришлось даже классифицировать как экологически разрушенную. Загрязненность Эльбы и ее последствия наиболее сильно затрагивают Гамбург, расположенный в водосборном бассейне по нижнему течению Эльбы. Несмотря на наличие современных установок для очистки сточных вод, устойчивое улучшение качества воды в Эльбе в районе Гамбурга было и является возможным лишь за счет дальнейших мер по снижению объема вредных веществ в водозаборном бассейне по течению Эльбы выше Гамбурга.