Стопроцентное оснащение приборами учета: миф или реальность?
«В большинстве городов общедомовыми теплосчетчиками оборудовано фактически от 20 до 50 процентов жилого фонда, — говорит директор по продажам и маркетингу в России компании Kamstrup Татьяна Кислякова. — Однако там, где поставщики тепла действительно заинтересованы в получении данных о реальном потреблении и соответствующей платы, процент оснащения счетчиками существенно выше».
Среди причин, которые мешают уже теперь поставщикам услуг установить узлы учета в каждом доме, можно выделить следующие:
1. Короткий срок на выполнение задачи. Обследование каждого дома, подготовка, согласование и реализация проекта занимают обычно от одного до трех месяцев. Учитывая объективно низкую степень оснащения узлами учета к середине 2012 года, 12-ти месяцев на массовую установку счетчиков оказалось недостаточно.
2. Отсутствие свободных средств для кредитования установки узлов учета. Законодательством предусмотрена пятилетняя рассрочка для потребителей, которую предоставляет ресурсоснабжающая компания, возвращая собственные затраты путем соответствующего повышения сумм в платежках.
3. Техническая невозможность установки общедомовых теплои водосчетчиков в большой части жилого фонда. Например, в Адресной программе Московской области «Оснащение коллективными приборами учета потребления ресурсов многоквартирных домов на территории московской области в 2009–2011 годах», в частности, сказано, что не подлежат оснащению приборами учета 130 254 многоквартирных дома (77 % от общего их количества) по следующим причинам:
❏ ведомственные многоквартирные дома (Министерства обороны РФ, Академии наук РФ, ОАО «Российские железные дороги» и пр.) не включены в муниципальные программы и, как следствие, в данную Программу;
❏ жилые дома с количеством квартир от двух до восьми, которые в городских и сельских поселениях Московской области составляют основу жилищного фонда (в городских округах Долгопрудный и Домодедово двухквартирные дома составляют 81 и 92 % от количества многоквартирных домов, соответственно) — в данных домах установка приборов учета экономически нецелесообразна; ❏ многоквартирные дома, не имеющие технологической возможности для установки в них приборов учета (отсутствует необходимое монтажное пространство);
❏ дома с высоким уровнем износа.
То есть, даже если «на бумаге» план по установке выполнен на 100 %, это вовсе не означает, что учет есть у всех потребителей.
«Все дело в мотивации, — считает Татьяна Кислякова. — Если цель — просто выполнить план, то реального учета не будет никогда. Если же ресурсоснабжающая организация понимает, какие преимущества дает ей повсеместный учет, то все препятствия оказываются преодолимыми. Сегодня закон дает таким компаниям возможность взять процесс под свой контроль. В частности, выбор марки оборудования стал прерогативой специалистов тепловой компании, что облегчает унификацию парка приборов учета».
Одним из примеров единого подхода к организации общедомового учета является город Череповец. С 1997 года общедомовыми ультразвуковыми теплосчетчиками Multical в городе были оборудованы почти все жилые здания. В целом, благодаря установке ультразвуковых приборов датской компании Kamstrup и проведенной модернизации оборудования, потребление тепла в домах снизилось в среднем на 30 %. «Оборудование настолько надежное, что нет ни аварий, ни летних профилактических ремонтов», — говорит начальник отдела аналитической работы в сфере ЖКХ департамента ЖКХ мэрии Череповца Марина Лобакова.
Кроме снижения эксплуатационных расходов, специалисты теплосетевой компании отмечают легкость снятия показаний теплосчетчиков. «Если используется множество различных приборов учета, то задача по контролю за ними усложняется многократно и требует дополнительных человеческих ресурсов для сведения показаний в единую базу. Не говоря уже о дистанционном снятии данных, когда приборы объединены в общую сеть. В этом случае все они должны быть одинаковыми», — объясняет главный инженер ресурсоснабжающей компании Череповца «Теплоэнергия» Геннадий Малинов.