Комментарий читателя Игната: «Прошу изложить грамотное и обоснованное возражение на следующее: исходя из технологии отключения водоотведения (канализации) для отдельно взятой квартиры, ограничение (или приостановление) её предоставления сопряжено с вмешательством либо в общее имущество многоквартирного дома, либо в индивидуальное имущество собственника».
Вот как этот вопрос регулируется жилищным законодательством.
Часть 3 статьи 36 ЖК РФ — уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путём его реконструкции.
Постановление №354 не содержит норм, разрешающих ограничивать права собственника отдельного помещения в доме по использованию общего имущества многоквартирного дома, и вмешиваться в работу санитарно-технического оборудования способами, не предусмотренными проектом многоквартирного дома.
Пункт 122: Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; к нарушению прав и интересов потребителей, пользующих ся другими помещениями в этом многоквар тирном доме и полностью выполняющих обя зательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содер жащим положения о предоставлении комму нальных услуг; к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Положение о признании помещения жи лым помещением, жилого помещения непри годным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пункт 12, звучит следующим образом. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами [элек троосвещение, хозяйственно-питьевое и го рячее водоснабжение, водоотведение (ка нализация), отопление и вентиляция, а в га зифицированных районах также и газоснаб жение]. В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопрово да и канализированных уборных.
Таким образом, действия по умышленно му вмешательству в общее санитарно-техническое оборудование многоквартирного дома не предусмотренные его проектом и Правилами и нормами содержания жилья: не разрешены Правилами предоставления коммунальных услуг (так как данные правила не регулируют вопросы содержания общего имущества); нарушают нормы ЖК РФ, так как создают незаконные препятствия и ограничения собственнику помещения по использованию принадлежащего ему на праве общей долевой собственности общего имущества многоквартирного дома (для уменьшения размера общего имущества требуется согласие всех собственников, полученное на общем собрании); приводят к возникновению оснований признания жилого помещения непригодным для проживания, на что имеется запрет в Постановлении №354 пункт 122(в).
Действия же по учинению препятствий в водоотведении из квартиры путём вмешательства не в общее, а в индивидуальное имущество собственника, ещё более незаконны, и могут расцениваться как причинение материального вреда. Это помимо того, что жилище неприкосновенно в соответствии с Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ.
Ответ читателя Николая: «Положительная судебная практика, при соблюдении установленного законом порядка уведомления о приостановлении водоотведения, опирается на следующее правовое обоснование ограничения предоставление коммунальной услуги "водоотведение”»:
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39, пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ и статьёй 210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания своего имущества, а также бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В соответствии со статьёй 153 ЖК РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Пункт 1 статьи 155 ЖК РФ определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Меры по ограничению и приостановлению предоставления коммунальных услуг предусмотрены статьёй 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Данной статьёй установлен порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 117 Постановления Правительства РФ №354 (от 06.05.2011) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги — через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.
В соответствии с пунктом 119 Постановления Правительства РФ №354, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного уведомления потребителя-долж- ника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги
Пункт 118 названного Постановления разъясняет, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трёх месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключённого потребите- лем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В соответствии с пунктом 119 Постановления Правительства РФ №354 (от 06.05.2011), если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должни- ка ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.
На основании пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (редакция от 14.05.2013), расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Итак, при соблюдении установленного законом порядка уведомления о приостановлении водоотведения, данная мера воздействия является абсолютно законной и не требует получения судебного решения.